Один из национальных приоритетов - доступная и эффективная система здравоохранения
В соответствии с Указом Главы государства Касым-Жомарта Токаева утвержден Национальный план развития страны до 2025 года. В плане определены основные задачи и параметры нового экономического курса страны, отражено стратегическое видение по развитию важнейших отраслей, намечены ориентиры по совершенствованию ключевых политик, направленных на нивелирование последствий коронакризиса и обеспечение устойчивого, инклюзивного и качественного развития экономики в условиях новой экономической реальности и текущих глобальных тенденций.
Данный документ разработан по поручению Президента РК Касым-Жомарта Токаева Министерством национальной экономики совместно с Агентством по стратегическому планированию и реформам. План закладывает основу для кардинальных институциональных и отраслевых реформ, направленных на повышение качества жизни и благосостояния населения.
Особое внимание будет уделено улучшению услуг здравоохранения и образования, развитию инфраструктуры, продуктивной занятости и росту социального благополучия населения.
Также Президент страны подписал Указ «Об Общенациональных приоритетах Республики Казахстан до 2025 года», который является новым инструментом Системы государственного планирования.
Общенациональные приоритеты (ОНП) представляют собой 10 конкретных задач по трем ключевым направлениям: благополучие граждан, качество институтов и построение сильной экономики.
Речь идет о десяти направлениях, где ожидаются реформы в ближайшей перспективе: справедливая социальная политика, доступная и эффективная система здравоохранения, качественное образование, справедливое и эффективное государство на защите интересов граждан, новая модель государственного управления, культивирование ценностей патриотизма, укрепление национальной безопасности, построение диверсифицированной инновационной экономики, активное развитие экономической и торговой дипломатии, и сбалансированное территориальное развитие.
Все индикаторы Национального плана развития и общенациональных приоритетов определяют ключевые направления работы всего государственного аппарата. Реализация указанных стратегических документов направлена на преодоление вызовов современного этапа и в среднесрочной перспективе призвана обеспечить выход страны на траекторию устойчивого и качественного экономического роста, сопровождаемого реальным ростом качества жизни и доходов населения.
Одним из национальных приоритетов является доступная и эффективная система здравоохранения. Его суть -развитие концепции устойчивой системы здравоохранения, способствующей улучшению, поддержанию и восстановлению здоровья людей, а также благополучию нынешних и будущих поколений.
Принципиальные изменения для Казахстана к 2025 году:
- от традиционной системы здравоохранения к пациенто-центричной медицине, ориентированной на улучшение показателей здоровья граждан;
- от неравенства в качестве медицинского обслуживания между городскими и сельскими населенными пунктами к повсеместному оказанию качественных медицинских услуг.
Задача 1. Формирование здорового образа жизни
Повышение грамотности населения по вопросам здоровья и формирование здоровых привычек станут одним из важных условий устойчивого развития государства.
Особое внимание будет уделено охране и укреплению репродуктивного здоровья молодежи.
Будут приняты меры по укреплению здоровья детей и подростков, включая предупреждение заболеваний, оказание помощи и полноценную реабилитацию с учетом лучшей международной практики.
Во всех дошкольных, школьных учреждениях, колледжах и вузах будут созданы максимально благоприятные условия для занятия спортом.
Для формирования у населения приверженности здоровому образу жизни будут реализованы мероприятия по профилактике и мониторингу за основными социально значимыми неинфекционными заболеваниями.
Принципы ведения здорового образа жизни (правильное питание, возможность занятия спортом и др.) будут популяризироваться и продвигаться в социальных сетях, мобильных приложениях и других платформах.
Будет сформирована общенациональная система физкультурно-спортивного воспитания населения, в рамках которой в зависимости от индивидуальных особенностей граждан будут разработаны и внедрены рекомендации по объему двигательной активности, включая производственную гимнастику.
Повысится доступность физкультурно-оздоровительных комплексов, которые будут размещаться с учетом плотности населения, транспортной доступности и развиваемых видов спорта.
Будут активно развиваться различные спортивные секции, массовые соревнования с привлечением граждан всех возрастов.
Задача 2. Повышение доступности и качества медицинских услуг
Широкий охват населения качественными медицинскими услугами будет обеспечен за счет увеличения объема финансирования системы здравоохранения из всех источников до 5% от ВВП.
Диверсификация источников и увеличение финансирования здравоохранения будут осуществляться через совершенствование тарифной и контрактной политик, стимулирование привлечения частных инвестиций и ГЧП, развитие системы подушевого финансирования.
Будут пересмотрены тарифы на возмещение медицинских услуг, включающие адекватную заработную плату медицинских работников, амортизацию оборудования, отчисления на развитие и пр.
В число приоритетных направлений финансирования здравоохранения войдут укрепление педиатрической помощи, развитие науки и медицинского образования, внедрение инновационных технологий и возмещение инвестиционных затрат на строительство медицинских организаций, в том числе по механизмам ГЧП.
Первичная медико-санитарная помощь (далее - ПМСП) станет более мобильной и доступной широкому кругу населения, в том числе сельчанам.
Для отдаленных регионов будет функционировать транспортная медицина. Опорные и спутниковые сельские населенные пункты будут обеспечены фельдшерско-акушерскими пунктами и врачебными амбулаториями. Сельские медицинские организации будут на 100% оснащены современным оборудованием.
В рамках проекта "Ключевые больницы-2025" в областных центрах, городах республиканского значения и столице по схеме ГЧП построят 20 современных медицинских центров и 2 научно-инновационные многопрофильные клиники в городах Нур-Султане и Алматы.
Новые объекты заменят изношенные, устаревшие мелкие и узкопрофильные стационары без повышения доли государственного сектора в отрасли. Это обновит ключевую инфраструктуру здравоохранения по всей стране, позволит внедрить новые медицинские технологии в регионы, снизит отток пациентов за рубеж и привлечет иностранных граждан. Создаваемая сеть послужит клинической базой медицинских высших учебных заведений для триединства науки, образования и клинической деятельности.
Полное оснащение государственных медицинских организаций необходимым оборудованием, обновление на 50% ключевого коечного фонда крупных многопрофильных больниц областных центров и замена устаревшей инфраструктуры обеспечат высокую готовность к оказанию медицинской помощи пациенту, в том числе с инфекционными и неинфекционными заболеваниями.
Расширение охвата населения и перечня заболеваний Программой управления заболеваниями позволит вовлекать пациентов и повысить их знания о своей болезни, способах сохранения здоровья. Ее реализация повысит качество жизни людей с неинфекционными заболеваниями и позволит контролировать оказание высокозатратной неотложной и стационарной медицинской помощи.
Будут продолжены меры по обеспечению безопасной и эффективной вакцинацией населения с внедрением новых вакцин в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (далее - ГОБМП).
На основе передового международного опыта будут обеспечены высокоэффективная ранняя диагностика и лечение онкологических заболеваний.
Для повышения эффективности и снижения затрат, связанных с динамическим наблюдением, управление хроническими заболеваниями будет осуществляться с применением дистанционной диагностики и переходом к амбулаторному лечению.
Будет проводиться внешняя и внутренняя клиническая коллегиальная оценка медицинской помощи, а работа координационных советов профильных клинических служб будет основана на доказательной медицине.
С целью снижения младенческой смертности и инвалидизации расширится комплекс диагностических процедур по выявлению генетических патологий как на ранних сроках беременности, так и в неонатальном периоде.
Система обязательного социального медицинского страхования (далее - ОСМС) будет реализована с соблюдением принципов социальной защищенности граждан, обеспечения солидарной ответственности за охрану здоровья населения и минимизации социальных рисков.
Задача 3. Развитие кадрового потенциала и научной медицины
Для планирования и прогнозирования медицинских кадров будет создана национальная система учета кадровых ресурсов здравоохранения в разрезе регионов, организаций и специальностей.
Повышение статуса работников медицинских организаций и организаций медицинского образования будет достигнуто за счет расширения социальных гарантий и усовершенствования механизмов стимулирования, реализации программы восстановления работников здравоохранения в период и после чрезвычайных ситуаций.
В целом будет создана система юридической и финансовой защиты медицинских работников.
За счет увеличения объемов финансирования здравоохранения и развития системы ОСМС заработная плата врачей увеличится в 2,5 раза.
Снижение административных барьеров для реализации научно-исследовательских разработок в здравоохранении будет стимулировать развитие научного потенциала, в том числе в сфере санитарно- эпидемиологического благополучия населения.
Будут усовершенствованы профессиональная подготовка специалистов востребованных медицинских специальностей, а также развитие компетенций работающих в отрасли специалистов на основе внедрения эффективной системы непрерывного профессионального развития.
Будет ликвидирована потребность в кадрах практического здравоохранения и увеличится государственный заказ на подготовку специалистов санитарно-эпидемиологической службы, а также востребованных медицинских специальностей на уровне регионов.
Повсеместное внедрение цифровой медицины и искусственного интеллекта создаст условия для реализации персонализированной медицины в стране (4П-медицина).
Персонализированная медицина позволит на доклиническом этапе выявлять и прогнозировать ход заболевания, выполнять превентивные мероприятия, тем самым снизить расходы на лечение и реабилитацию предотвратимых заболеваний.
Основную роль в реализации 4П-медицины сыграют генетические лаборатории и биобанки, медицинские информационные системы и искусственный интеллект. Будет создан биобанк для проведения клинических исследований в области персонализированной медицины с базой больших данных.
Медицинская наука будет направлена на обеспечение национальной системы здравоохранения эффективными разработками и решениями для профилактики заболеваний, сохранения здоровья сберегающими технологиями для всех уязвимых слоев населения.
Будет сформирована система развития отечественной фармацевтической и медицинской промышленности, в рамках которой упростятся действующие процедуры по государственной регистрации, закупу, оценке безопасности и качества (сертификации), патентной защите, формированию списков и заключению долгосрочных договоров в рамках ГОБМП и в системе ОСМС для улучшения доступа лекарственных средств и медицинских изделий на отечественный рынок. Это позволит увеличить к 2025 году долю отечественного фармацевтического производства до 50% от стоимостных объемов.
В рамках развития медицинского туризма привлечение иностранных граждан для получения медицинских услуг в медицинских и санаторно- курортных организациях страны будет способствовать притоку инвестиций, узнаваемости Казахстана на мировом рынке, развитию частного сектора в системе здравоохранения.
Задача 4. Создание единого цифрового пространства здравоохранения
Повышение доступности, качества и эффективности системы здравоохранения, профилактика заболеваний, развитие общественного здравоохранения будут основаны на комплексной системе цифровизации данных и процессов.
Всеобъемлющие цифровые данные станут основным источником для интегрированной поддержки клинических и управленческих решений, оценки качества и эффективности медицинской помощи, научных исследований. Существующая инфраструктура сбора данных будет дополнена инструментами для их обмена и обработки.
Медицинские работники и пациенты смогут получить защищенный и безопасный доступ к необходимым данным о здоровье независимо от места оказания медицинской помощи.
Будет оказана поддержка проектам по внедрению дистанционных медицинских услуг, роботизированных методов и искусственного интеллекта в здравоохранении, использованию мобильных цифровых приложений.
Дистанционные медицинские услуги будут интегрированы в рутинные процессы оказания медицинской помощи, обеспечивая повышение доступности и эффективности системы здравоохранения.
Разработка и внедрение информационной системы санитарно-эпидемиологического надзора и электронного санитарного паспорта предприятия позволят оцифровать основные направления деятельности санитарно-эпидемиологической службы, проводить мониторинг субъектов на выполнение ими санитарных требований с определением недобросовестных предприятий, а также обеспечить прозрачность работы санитарно- эпидемиологической службы и ускорить оперативность принятия управленческих решений.
Будут сформированы национальные электронные паспорта здоровья и «электронные паспорта медицинских учреждений», реализованы комплексные меры по переводу рецептов в электронный формат, внедрению дистанционных медицинских услуг, база данных лекарственных препаратов и медицинских изделий. Защита данных населения будет осуществлена через ограничение доступа к персональным медицинским данным.
В целом цифровизация отрасли будет способствовать формированию достоверной медицинской статистики.
Неотъемлемой частью плана является подробная карта конкретных стратегических показателей. В соответствии с ней, ожидаемая продолжительность жизни должна увеличиться с 73,2 лет в 2018 году до 75 лет в 2025 году, показатель младенческой смертности должен сократиться с 8,0 случаев на 1000 родившихся живых в 2018 году до 7,2 в 2025 году, показатель материнской смертности - с 14,0 случаев на 1000 родившихся живыми в 2018 году до 10 в 2025 году, а уровень удовлетворенности населения качеством и ддоступностью медицинских услуг должен возрасти с 62,6 в 2019 году до 80% в 2025 году.