17 сентября 2024 года во всем мире проводится Всемирный день безопасности пациентов. В этом году он посвящен теме улучшения диагностики и проводится под лозунгом «Сделай это правильно, сделай это безопасно!», а его целью является - повышение осведомленности о безопасности диагностики, предотвращение и сокращение диагностических ошибок.
Согласно информации ВОЗ, до 16% предотвратимого вреда для пациента является результатом ошибки во время диагностики. Ошибки могут возникнуть на любом этапе диагностического процесса и иметь значительные последствия. Запоздалый, неправильный или пропущенный диагноз может продлить болезнь, а иногда привести к инвалидности или даже смерти.
Для повышения точности диагностики ВОЗ дает следующие рекомендации пациентам:
принимать активное участие в диагностическом процессе и стремиться понять его, взаимодействовать с лечащим врачом, предоставляя ему точную и полную информацию о симптомах и истории болезни, обратиться с просьбой в медицинской команде всесторонне обдумать альтернативные диагнозы, например, задав себе вопрос: «Что еще это может быть?», спрашивать о цели, потенциальных рисках, альтернативах и последующих шагах любых рекомендуемых диагностических вмешательств.
Пациенту необходимо следить за своим здоровьем, симптомами, визитами к врачу и лечением. Следует получать информацию об ожидаемом развитии заболевания, потенциальных опасных признаках и о том, как получить медицинскую помощь, если состояние не улучшится или ухудшится. Нужно:
- придерживаться назначенного плана лечения и посещать повторные приемы,
- доверять информации только из надежных источников,
- регулярно проверять медицинские записи, чтобы убедиться, что вся информация задокументирована, точна и актуальна.
Важно: высказывать любые опасения, которые могут возникнуть относительно диагноза или диагностического процесса, знать свои права (см. Хартию ВОЗ по правам на безопасность пациентов) и сообщать о тревожных изменениях лечащему врачу.
Работникам здравоохранения, оказывающим клиническую помощь, ВОЗ рекомендует:
- создавать прочную диагностическую основу путем:
- проведения тщательного сбора анамнеза и физикального обследования,
- содействия персонализации вмешательства в соответствии с потребностями, ценностями и предпочтениями пациента,
- знания диагностических возможностей доступного оборудования и инструментов,
- интерпретации результатов диагностики на основе научно обоснованных рекомендаций, чтобы точно информировать о диагнозах и назначать соответствующее лечение,
- тщательной оценки ценности диагностических тестов, принимая во внимание риски гипердиагностики и гиподиагностики;
- укреплять диагностические навыки, в том числе:
- постоянно проходить обучение и тренинги, чтобы быть в курсе новейших теорий, методов, научно обоснованных практик и алгоритмов диагностического мышления,
- улучшать навыки клинического мышления, занимаясь рефлексивной практикой и используя диагностические симуляции, контрольные списки и инструменты,
- практиковать самоанализ и регулярно проводить самопроверку, чтобы выявлять и устранять любые когнитивные предубеждения или ошибки в процессе диагностики;
- оптимизировать коммуникацию и межпрофессиональное сотрудничество, посредством эффективной коммуникации с коллегами;
- устранять диагностическую неопределенность, используя знания, опыт и навыки из разных дисциплин;
- улучшать диагностическую калибровку, получая обратную связь от коллег и пациентов.
- вовлекать пациентов в качестве активных партнеров в процесс диагностики и принятия решений, побуждая их делиться подробной информацией, задавать вопросы, высказывать опасения и предоставлять отзывы об оказанной помощи.
- давать пациентам понимание как процесса диагностики, так и любых доступных медицинских вмешательств посредством общения,
- предоставлять пациентам образовательные материалы, которые помогут им участвовать в совместном принятии решений и побудят их просматривать свои медицинские записи и результаты анализов,
- информировать пациентов о возможных признаках опасности,
- эффективно применять системы поддержки принятия клинических решений,
- учиться на ошибках и опыте,
- сообщать о передовом опыте, опасных ситуациях и диагностических ошибках и извлекать из этого уроки, чтобы постоянно совершенствовать методы диагностики.
Источник: https://www.who.int/