События

Интеграция образования, науки и практики в фармации: преемственность программ ТИПо и вузов

В Школе Фармации Казахского национального медицинского университета имени С.Д. Асфендиярова состоялся круглый стол с участием сотрудников университета, Департамента науки и человеческих ресурсов Министерства здравоохранения РК, медицинских колледжей Республики Казахстан на тему «Интеграция образования, науки и практики в фармации. Преемственность образовательной программы по направлению «Фармация».

Цель мероприятия – повышение качества фармацевтического образования путем его интеграции с наукой и практической сферой в современных условиях в соответствии с требованиями министерства науки и высшего образования, министерства просвещения Республики Казахстан.

Подобная встреча в формате круглого стола с участием ведущего медицинского университета нашей страны и представителей медицинских колледжей Республики Казахстан прошла впервые. Круглый стол организован по инициативе декана Школы Фармации профессора З.Б. Сакиповой при активном участии Главного эксперта Департамента науки и человеческих ресурсов МЗ РК А.С. Наурузбаевой, председателей комитета образовательных программ и комитета обеспечения качества, профессорско-преподавательского состава (ППС) Школы Фармации КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова и представителей 30 медицинских колледжей Казахстана.

При подготовке к встрече были подписаны Меморандумы между КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова и медицинскими колледжами о сотрудничестве в области образования, клиники, науки и исследований в области здравоохранения и смежных отраслей производства.

Участники мероприятия были ознакомлены с Образовательной программой (ОП) по специальности «Фармация», планы и перспективы ее развития на основе интегрированного подхода: техническое и профессиональное образование – высшее образование – последипломное образование. Круглый стол проходил в рамках интеграции образования, науки и практики на основании Профессиональных стандартов для всех уровней обучения – бакалавриата, магистратуры, докторантуры и стандартов ТИПО.

Круглый стол с представителями медицинских колледжей дал возможность обсудить тренды высшего и технического и профессионального образования: глобальные подходы к обучению, использование и интеграцию технологий, повышение креативности, распространение мобильных технологий, активную проектную работу, образование без границ и мобильность.

В рамках Целей Устойчивого Развития ООН образовательная программа содержит дисциплины, тематические учебные планы которых включают вопросы экологической устойчивости, образования, научных исследований и показателей социального воздействия.

В центре внимания участников Круглого стола были вопросы стратегии развития ОП «Фармация» для абитуриентов, имеющих среднее специальное медицинское образование, преемственность образовательной программы по направлению «Фармация», качество лекарственных средств, концепция GxP.

В КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова уже осуществлено несколько выпусков специалистов со средним фармобразованием (после медицинского колледжа) и высшим образованием по другой специальности по ОП «Фармация». Такие выпускники - яркий пример реализации Цели устойчивого развития №4 ООН «Качественное образование»: «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех».

РЕЗОЛЮЦИЯ УЧАСТНИКОВ КРУГЛОГО СТОЛА

По итогам мероприятия участники круглого стола приняли резолюцию, в соответствии с которой считается целесообразным:

1. Дальнейшее сотрудничество КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова и медицинских колледжей Республики Казахстан в реализации государственной политики по вопросам осуществления межотраслевой координации в области медицинского и фармацевтического образования и в области развития сестринского дела, и обеспечения развития научной и инновационной деятельности в области здравоохранения.

2. Развитие академической мобильности обучающихся из числа претендентов, прошедших конкурсный отбор по успеваемости и желающих продолжить обучение (производственные практики на базе Центра практических навыков и лабораторий Школы фармации).

3. Организация круглых столов с представителями медицинских колледжей на постоянной основе с целью совершенствования, актуализации и согласования Образовательной программы по направлению «Фармация» для подготовки высокопрофессиональных кадров.

4. Разработка курса повышения квалификации для преподавателей медицинских колледжей по инновационным методам преподавания, мастер-классов с участием специалистов – практиков для расширения знаний и практических навыков обучающихся в области химии, биотехнологии и инженерных дисциплин; в организации летних и зимних школ для обучающихся и ППС университета и колледжей.

5. Создание рабочей группы из числа профессорско-преподавательского состава (ППС) университета и медицинских колледжей для совместного написания и публикации учебно-методической литературы (учебников, пособий, методических разработок) на казахском и русском языках.

Актуальная образовательная программа позволит Школе фармации участвовать в рейтинге образовательных программ вузов НПП «Атамекен» Республики Казахстан, Международном рейтинге «IAAR Eurasian University Rankig (IAAR EUR)», QS World University Rankings.

Таким образом, в ходе круглого стола были затронуты глобальные и важные направления организаций медицинского образования для реализации государственной политики по вопросам управления кадровыми ресурсами отрасли здравоохранения и менеджмента, осуществления межотраслевой координации в области медицинского и фармацевтического образования и в области развития сестринского дела, и обеспечение развития научной и инновационной деятельности в области здравоохранения.

ШКОЛА ФАРМАЦИИ КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова

КазНМУ – ведущий казахстанский ВУЗ в области медицинского и фармацевтического образования, а созданный в нем фармацевтический факультет, преобразованный в 2017 году в Школу Фармации, стал частью современной фармацевтической отрасли, первой в республике кузницей фармацевтических кадров с богатой историей и традициями.

Выпускники факультета работают во всех сферах системы здравоохранения, от разработки, создания и производства лекарственных средств до обеспечения ими населения республики. Многие выпускники работают в государственных структурах республиканского и регионального уровня. Среди них много кандидатов, докторов фармацевтических наук, директоров фармкомпаний, заведующих аптеками, преподавателей медицинских ВУЗов и колледжей. Выпускники школы фармации работают во всех регионах Казахстана, странах СНГ, Европы, Азии, США, Канады.

Ведущий медицинский ВУЗ Казахстана продолжать наращивать свой академический, клинический и научно-исследовательский потенциал. В КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова, создан Технопарк, Эндаумент фонд. Эндаумент фонд - это специальный финансовый ресурс, который создается благотворительным фондом медицинского университета. Он состоит из вложенных капиталов, доходы от которых используются для поддержки конкретных программ, исследований, стипендий и других инициатив университета в течение длительного времени.

Образовательные программы «Фармация» и «Технология фармацевтического производства» Школы Фармации КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова уже подряд несколько последних лет в этих номинациях признаны лучшими в рейтинге образовательных программ «Атамекен».

ППС Школы фармации при разработке образовательных программ и Каталога элективных дисциплин руководствуются приоритетными направлениями высшего образования: доступность, опережающее кадровое обеспечение, развитие цифровой архитектуры, интернационализация, развитие национальной модели обеспечения качества образования.

МЕДИЦИНСКИЕ КОЛЛЕДЖИ КАЗАХСТАНА

На данный момент в Республике Казахстан подготовкой медицинских работников технического и профессионального, послесреднего образования занимаются 94 медицинских колледжа, из них 24 государственных и 70 негосударственных.

Контингент обучающихся в медицинских колледжах в 2023-2024 учебном году включает 100 тысяч человек, из которых по государственному образовательному заказу обучаются более 20 тысяч обучающихся. Медколледжи Казахстана в 2023 году выпустили 23 038 специалистов. Колледжи ведут подготовку по 9 специальностям: лечебное дело, акушерское дело, сестринское дело, стоматология, стоматология ортопедическая, гигиена-эпидемиология, лабораторная диагностика, фармация, медицинская оптика.

Более 7 000 обучающихся в 66 медицинских колледжах проходят сейчас обучение по специальности «Фармация». 1 200 из них обучаются на бюджетной основе, а вне бюджета – 6 206 человек. В 2022- 2023 учебном году выпущено 2 380 человек. В 2023 - 2024 учебном году ожидаемое количество выпускников – 2 758 молодых специалистов.

РАЗВИТИЕ СОВМЕСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРОГРАММ ПО ФАРМАЦИИ

Профессорско-преподавательский состав Школы фармации при разработке образовательных программ руководствуется приоритетными направлениями высшего образования: доступность, опережающее кадровое обеспечение, развитие цифровой архитектуры, интернационализации, развитие национальной модели обеспечения качества образования.

Развитие КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова и медицинскими колледжами Казахстана совместных образовательных программ предполагает преемственность образования по специальности «Фармация». Участники мероприятия обсудили ОП по специальности «Фармация», планы и перспективы ее развития на основе интегрированного подхода: техническое и профессиональное образование – высшее образование – последипломное образование. Обучение в медицинском колледже – стартовая программа. Наиболее успешные выпускники медколледжа могут продолжить образование уже в Школе Фармации КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова по программе бакалавриата.

Программа «Фармация», разработанная ППС школы фармации, направлена на подготовку высокопрофессионального специалиста после окончания медицинского колледжа в течение 2,5 – 3 лет. Также по этой программе обучаются лица с высшим образованием, которые планируют получить высшее образование по ОП «Фармация».

После поступления на ОП «Фармация» (бакалавриат) на основе анализа документов выпускников медколледжа с учетом изученных дисциплин для каждого создается индивидуальный рабочий план студента. Тесные научные, образовательные, практические и методические связи и сотрудничество между медуниверситетом и медколледжами позволяют выпускникам медколледжей, поступившим в медуниверситет легче адаптироваться к обучению по ОП «Фармация» на бакалавриате.

Успешно сдавшим экзамен студентам присуждается степень бакалавра здравоохранения по образовательной программе «Фармация» (бакалавриат) с присвоением квалификации «Фармацевт». Уже выпущено более 110 специалистов по этой программе и она очень популярна. Такие специалисты очень востребованы. Сфера их профессиональной деятельности обширна: медицинские и фармацевтические предприятия; организации, регулирующие фармацевтическую деятельность, фармацевтический надзор; испытательные центры; лаборатории по контролю качества, стандартизации и сертификации; химико-токсикологические отделения (лаборатории) центра судебной медицины; токсикологические центры при больницах скорой медицинской помощи; справочно-информационные центры; информационно-аналитические центры; организации образования, науки, социальной защиты и другие отрасли, смежные с фармацией.

Очень важна специальность «Фармация» и для бизнеса: такой диплом необходим при получении лицензии на фармацевтическую деятельность, открытие аптеки. А в фармкомпаниях и представительствах иностранных фармкомпаний востребованы фармацевты в качестве уполномоченных лиц по фармаконадзору.

Образовательные программы по усмотрению организации образования актуализируются в начале каждого учебного года в соответствии с изменяющимися требованиями работодателей, профессиональных стандартов и профессиональных стандартов WorldSkills.