Озвучены результаты обзора систем регулирования цен на лекарства в странах ЕАЭС
В 2022 году Блоком по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК был проведен обзор национальных систем регулирования цен на лекарственные средства в государствах ЕАЭС. Цель обзора - информировать страны ЕАЭС о практике применения механизмов ценообразования, регулирования цен в государствах союза для повышения доступности лекарственных средств для населения и поддержания добросовестной конкуренции. В нем сравниваются действующие в странах механизмы, используемые при формировании регулируемых цен на оригинальные лекарственные препараты и генерики.
Результаты данного обзора были озвучены заместителем директора Департамента антимонопольного регулирования ЕЭК Ольгой Корольковой в ходе пленарной дискуссии в рамках Евразийского фармацевтического форума. Она сообщила, что в рамках анализа было проведено сопоставление цен на 50 наименований лекарственных средств в государствах-членах ЕАЭС и выявлен ценовой диспаритет, при котором стоимость лекарственных средств в одних странах союза существенно отличалась от цен в других государствах ЕАЭС.
Так, было установлено, что на восемь из 50-и наименований лекарств цены в Казахстане были ниже, чем в Республике Беларусь (в диапазоне от 1 до 43%), а на 30 препаратов цена в РК была выше, чем в России (в диапазоне от 9 до 310%).
В этой связи был проведен сравнительный анализ национальных систем регулирования цен на лекарственные средства. Изучался понятийный аппарат, используемый в нормативно-правовых документах, касающихся ценового регулирования лекарственных средств. Анализировались применяемые методики, корзина референтных стран и критерии их выбора. Авторы исследования постарались определить, каким должно быть эффективное регулирование цен с точки зрения состоятельности используемых инструментов в плане снижения либо сдерживания роста цен; возможности осуществления контроля за ценами со стороны государства; объективности, прозрачности и предсказуемости механизмов регулирования цен для участников рынка.
В ходе исследования установлены некоторые отличительные особенности систем регулирования цен. Так, в зависимости от государства-члена ЕАЭС ценовой контроль осуществляется в отношении различных лекарственных препаратов. Он зависит от места производства, присутствия в различных перечнях и других установленных законодательством условий.
При формировании цен во всех странах ЕАЭС применяет метод внешнего референтного ценообразования, причем как на оригинальные, так и воспроизведённые и биоаналогичные лекарственные средства. При этом цены устанавливаются исходя из наименьшего размера цены. При применении методов внешнего ценообразования различаются как перечень стран, признаваемых государствами-членами ЕАЭС в качестве референтных, так и методика расчёта цены на основе такого метода. Например, в некоторых странах предельные цены на воспроизведенные и биоаналогичные лекарственные препараты устанавливаются с учётом понижающих коэффициентов.
В процессе установления цен на лекарственные средства во всех странах ЕАЭС помимо министерств здравоохранения принимают участие и антимонопольный органы. Однако глубина их вовлеченности в данный процесс отличается.
Итак, согласно результатам анализа, в Армении в принципе отсутствуют механизмы ценового регулирования на лекарственные препараты.
В Республике Беларусь регулирование применяется в отношении определённого перечня лекарств, в том числе препаратов, применяемых для лечения онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний, предназначенных для проведения экстракорпорального оплодотворения и включённых в перечень основных лекарственных средств.
В Республике Казахстан цены регулируются на лекарственные препараты отечественного и иностранного производства, предназначенные для оптовой и розничной реализации, а также применяемые в рамках ГОБМП и в системе ОСМС.
В Кыргызстане под ценовое регулирование попадают препараты, включённые в справочник лекарственных средств, возмещаемых по дополнительной программе обязательного медицинского страхования и по программе государственных гарантий обеспечения граждан медико-санитарной помощи а также лекарственные препараты включённые в перечень необходимо для лечения COVID-19. Спикер отметила, что регулирование цен в Кыргызстане не распространяется на препараты, произведённые отечественными производителями, и лекарственные средства, с ценой поставки ниже 100 сом.
В Российской Федерации регулирование цен осуществляет на препараты, входящие в перечень ЖНВЛП. Учитывается также месторасположение производственной площадки (зарубежная или отечественная) и глубина локализации в случае размещения производства на территории РФ (первичная или вторичная упаковка). Кроме того, регулирование цен производится в зависимости от терапевтической эквивалентности.
При проведении обзора были выявлены проблемы доступа к информации, необходимой для сравнения цен, а также идентификации одного и того же лекарственного средства в разных странах вследствие различий в торговых наименованиях, дозировках, фасовках и так далее. В странах ЕС данная проблема была решена путем создания единой платформы, которая содержит официальную информацию о ценах на лекарственные средства в государствах-участниках этой системы. Она регулярно обновляется и поддерживается в актуальном состоянии в режиме онлайн. Однако данная система не может использоваться публично.
В заключении Ольга Королькова напомнила, что Блок по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК рассматривает условия обращения товаров на рынке, которые формируют бизнес-среду. Но вопросы государственного регулирования цен на лекарственные средства находятся в исключительной компетенции государств ЕАЭС.
В настоящее время данный обзор направлен в правительства государств-членов для возможного использования в рамках совершенствования действующих механизмов ценообразования.
Материал подготовила Ольга Баимбетова.