Как осуществляется борьба с подделками лекарственных средств в Республике Узбекистан?

Как осуществляется борьба с подделками лекарственных средств в Республике Узбекистан?

Интересно устроена наша жизнь, одни создают, а другие подделывают! То же самое существует и в фармацевтическом бизнесе, причем, не в малых масштабах! Целью данной статьи является описание некоторых законных способов борьбы с подделками лекарственных средств на территории Республики Узбекистан.

Как известно, большинство крупных фармацевтических компаний инвестируют огромные средства в научные исследования для разработки (создания) эффективного лекарства, его изготовления и продажи. При этом требуется немалый труд и время, чтобы доказать эффективность созданного препарата и завоевать доверие потребителей. После «раскрутки» нового лекарства, нередко на рынке появляются его подделки, так как всегда найдутся лица, жаждущие легкого и быстрого обогащения за счет чужого имени. При этом последних, кроме своей прибыли, не волнует ни авторитет производителя оригинального препарата, ни здоровье людей, которых они подвергают определенной опасности. Приобретая фальшивые лекарственные препараты, потребители не получают необходимого эффективного лечения, усугубляют свою болезнь и ставят свою жизнь под угрозу, а производители оригинальной продукции теряют доверие потребителей, в результате чего недополучают свою прибыль.

Согласно новой редакции Закона Республики Узбекистан «О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности» от 04 января 2016 года №399 (далее - Закон), производство и реализация (продажа) лекарственных средств на территории Республики Узбекистан, а также их импорт в Республику Узбекистан разрешается только после прохождения процедуры регистрации лекарственного средства и получения регистрационного удостоверения от Агентства по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения РУз (далее - Агентство, https://uzpharmagency.uz). При этом не подлежат регистрации:

- субстанции, используемые для производства лекарственных средств;

- лекарственные средства, изготавливаемые в аптеках, находящихся в Узбекистане;

- лекарственные средства, завозимые в Узбекистан для научно-исследовательских работ, предназначенные для проведения доклинических, клинических исследований, экспонирования на выставках, ярмарках, международных форумах.

Регистрация лекарственных средств осуществляется в соответствии с Положением о порядке государственной регистрации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники и выдачи регистрационного удостоверения, утвержденным Постановлением Кабинета Министров РУз. от  23 марта 2018 года №213 (далее - Положение).

Закон запрещает производство, реализацию (продажу) и импорт в Узбекистан незаконных копий зарегистрированных в Республике Узбекистан лекарственных средств. Под данную категорию подпадают лекарственные средства, поступившие в обращение с нарушениями законодательства об интеллектуальной собственности. Несмотря на существование данного запрета в Законе, вопрос наличия или отсутствия нарушения законодательства об интеллектуальной собственности в ходе прохождении процедуры регистрации лекарственного средства не изучался и не учитывался Агентством долгие годы. В результате на рынке Узбекистана на протяжении многих лет обращалось очень много подделок лекарственных средств, в том числе лекарств, принадлежащих всемирно известным фармацевтическим компаниям.

Только после принятия Постановления Президента РУз. «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию сферы интеллектуальной собственности» от 26 апреля 2022 года №ПП-221 ситуация началась меняться в лучшую сторону и на Агентство возложили обязанность по изучению и проверке соблюдения прав на объекты интеллектуальной собственности (товарный знак и промышленный образец) в ходе осуществления процедуры регистрации лекарственных средств. Также, последние пару лет Республика Узбекистан ведёт активную работу для вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Для приведения своего национального законодательства в соответствие с соглашениями ВТО Постановлением Кабинета министров РУз. от 31 августа 2024 года №535 были внесены изменения в Положение, которое обязало Агентство осуществлять проверку на предмет соблюдения прав на объекты интеллектуальной собственности при регистрации лекарственных средств.

Как правило, каждое лекарственное средство имеет свое коммерческое (торговое) название, и в целях пресечения возникновения и распространения его подделки (т.е. контрафакта) производителю оригинальной продукции рекомендуется защитить название своей продукции путем регистрации в качестве «товарного знака».

Министерство юстиции Республики Узбекистан является уполномоченным государственным органом в области интеллектуальной собственности, в компетенцию которого входит, кроме прочего, осуществление регистрации товарных знаков. Регистрация товарных знаков осуществляется в соответствии с Административным регламентом оказания государственной услуги по регистрации товарных знаков и знаков обслуживания (утвержден Постановлением Кабинета министров РУз от 19 сентября 2023 года №480), и подтверждается выдачей свидетельства на товарный знак сроком действия на 10 лет.

Как установлено в статье 20 Закона Республики Узбекистан «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 30 августа 2001 года №267-II (далее – Закон о товарных знаках) «Свидетельство на товарный знак удостоверяет факт регистрации заявленного в качестве товарного знака обозначения, приоритет товарного знака и исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве». Данный закон предоставляет владельцу товарного знака исключительное право пользования и распоряжения товарным знаком.

Владелец товарного знака вправе использовать его путем:

а) применения его на товарах, для которых данный товарный знак зарегистрирован, и (или) на упаковке таких товаров;

б) применения его в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Республике Узбекистан;

с) применения его иным способом, не запрещенным законодательством.

При этом лицам, заключившим лицензионное соглашение с владельцем товарного знака, также предоставляется право пользования зарегистрированным товарным знаком на преимущественной основе.

Товарный знак, зарегистрированный в Министерстве юстиции либо имеющий международную регистрацию согласно Протоколу к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков от 27 июня 1989 года, предоставляет его владельцу возможность пресекать возникновение подделки производимой им продукции. При этом международная регистрация должна охватывать правовую охрану и на территории Республики Узбекистан.

Согласно статье 26 Закона РУз «О товарных знаках», нарушением исключительного права на товарный знак признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз (импорт), предложение к продаже, продажа, иное введение в гражданский оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, либо обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров. Однако, использование зарегистрированного товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были правомерно введены в гражданский оборот в Узбекистане непосредственно владельцем товарного знака или с его согласия, не считается нарушением исключительного права на данный товарный знак.

На практике наиболее часто встречаются следующие виды нарушений в области незаконного использования зарегистрированного товарного знака:

1) незаконное использование одним лицом обозначения, схожего до степени смешения с товарным знаком другого лица;

  • незаконное использование одним лицом товарного знака другого лица (т.е. законного владельца) при производстве и продаже товаров без получения на то письменного согласия владельца товарного знака;
  • параллельный импорт (серый импорт), т.е. ввоз товаров на территорию Республики Узбекистан без согласия владельца товарного знака.

Законодательство Республики Узбекистан предоставляет владельцу зарегистрированного товарного знака право обращаться в следующие уполномоченные органы для защиты от несанкционированного использования товарного знака третьими лицами:

1) Министерство юстиции;

2) Апелляционная инстанция Министерства юстиции (по определенным вопросам);

3) Суды Республики Узбекистан;

4) Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан (далее - Антимонопольный орган);

Перед тем, как предпринять какие-либо меры в отношении нарушителя, рекомендуется выяснить в Министерстве юстиции, является ли используемое нарушителем обозначение, схожее до степени смешения, зарегистрированным товарным знаком, а также к какому классу Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) принадлежит противопоставляемый товарный знак, если он зарегистрирован. Данный факт можно выяснить посредством обращения в Министерство юстиции и осуществления поиска в базе зарегистрированных товарных знаков Министерства юстиции.

В случае отсутствия регистрации обозначения (названия) лекарственного средства, схожего до степени смешения с Вашим зарегистрированным товарным знаком, в отношении нарушителя можно предпринять следующие меры.

ПЕРВОЕ: Обращение в Министерство юстиции с жалобой на производство (продажу, импорт) контрафакта со стороны нарушителя. При этом необходимо учесть, что государственный орган может предпринять меры, только в случае если нарушителем является резидент Республики Узбекистан. В отношении нерезидентов (иностранных компаний) можно предпринять действия, если они имеют присутствие в Узбекистане, к примеру, в виде представительства или дочернего предприятия иностранной компании в Узбекистане.

При подтверждении Министерством юстиции схожести на основе соответствующего анализа противопоставляемых знаков, Министерство юстиции выдает нарушителю предписание о прекращении производства (продажи, импорта) контрафактной продукции, а также изъятии соответствующей продукции из обращения на товарных рынках, которое является обязательным для нарушителя.

ВТОРОЕ: Обращение в суд с исковым заявлением о досрочной отмене регистрационного  удостоверения подделки лекарственного средства, выданного Агентством. При этом рекомендуется привлечь Министерство юстиции к судебному разбирательству для получения его официального мнения касательно схожести обозначения нарушителя с Вашим зарегистрированным товарным знаком. Данная мера является самой эффективной, так как досрочная отмена регистрационного удостоверения автоматически влечет запрет на производство, реализацию (продажу) и импорт в Республику Узбекистан поделки лекарственного средства. 

ТРЕТЬЕ: Обращение в суд с исковым заявлением на установление запрета на импорт, производство и/или продажу подделки лекарственного средства на территории Республики Узбекистан. В данном случае также рекомендуется привлечь Министерство юстиции к судебному разбирательству для получения его официального мнения касательно схожести обозначения нарушителя с Вашим зарегистрированным товарным знаком.

На практике также известны случаи незаконного использования товарного знака иностранными лицами, путем производства подделки лекарственного средства за пределами Республики Узбекистан, с последующим импортом и продажей такого препарата на территории Республики Узбекистан. Таможенный кодекс Республики Узбекистан позволяет установить запрет на ввоз в Республику Узбекистан отдельных товаров в целях обеспечения права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности. В данном случае, как было отмечено выше, владелец товарного знака вправе обратиться в уполномоченный суд Республики Узбекистан и установить запрет на импорт (ввоз) подделки лекарственного средства на территорию Республики Узбекистан. Решение суда является основанием для установления запрета со стороны таможенных органов Узбекистана на ввоз подделки лекарственного средства в Узбекистан. Запрет на импорт также можно установить через суд для прекращения параллельного импорта.

Кроме вышеописанных возможностей, заявитель также вправе обратиться в Антимонопольный орган с жалобой на факт недобросовестной конкуренции со стороны нарушителя. Здесь также необходимо учесть, что Антимонопольный орган может предпринять меры, только в случае если нарушителем является резидент Республики Узбекистан. При этом важным моментом является то, что заявитель вправе обратиться в Антимонопольный орган даже при отсутствии у него зарегистрированного товарного знака. Если третье лицо (нарушитель) начало подделывать и/или продавать лекарственное средство заявителя даже при отсутствии у заявителя своего зарегистрированного товарного знака, нарушителя можно привлечь к ответственности за недобросовестную конкуренцию. Более того, если нарушитель зарегистрировал на своё имя в качестве товарного знака название лекарственного средства третьего лица (заявителя), то последний вправе подать жалобу в Апелляционную инстанцию Министерства юстиции для отмены регистрации товарного знака нарушителя в случае подтверждения факта недобросовестно конкуренции.

Статься 21 Закона Республики Узбекистан «О конкуренции» от 03 июля 2023 года №ЗРУ-850 (далее – Закон о конкуренции) запрещает недобросовестную конкуренцию, под которой понимаются «действия хозяйствующего субъекта или группы лиц, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении экономической деятельности, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота и причиняют или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам (конкурентам) либо наносят или могут нанести ущерб их деловой репутации». Методика выявления недобросовестной конкуренции (утверждена Постановлением Кабинета министров РУз. от 29 декабря 2023 года №694) устанавливает следующие признаки недобросовестной конкуренции для защиты прав добросовестных предпринимателей:

«а) совершение хозяйствующими субъектами или группой лиц либо другими лицами в их интересах действий, направленных на приобретение преимуществ при осуществлении экономической деятельности, противоречащих законодательству, обычаям делового оборота, а также действий, которые причиняют или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам (конкурентам), в том числе:

- введение конкурирующим хозяйствующим субъектом товара в гражданский оборот путем повторения внешнего дизайна и формы, наименования, печати, этикетки, упаковки и сочетания цветов товаров, работ и услуг (далее - товар), ранее введенных в гражданский оборот;

- реализация товара конкурирующим хозяйствующим субъектом путем несанкционированного копирования рекламных материалов или их части;

- совершение действий, направленных на ограничение реализации товара, ранее введенного в гражданский оборот, путем получения исключительного права на средства индивидуализации товара, средства индивидуализации конкурирующего хозяйствующего субъекта».

Если обозначение (название) лекарственного средства, схожее с вашим товарным знаком, также зарегистрировано в Министерстве юстиции в качестве товарного знака, то единственным способом защиты своего зарегистрированного товарного знака является отмена свидетельства на товарный знак контрафактной продукции путем подачи жалобы в Апелляционную инстанцию Министерства юстиции либо в суд. Отмена свидетельства товарного знака контрафактной продукции позволит предпринять последующие меры для установления запрета на производство, импорт и/или продажу контрафактного лекарственного средства на рынке Узбекистана.

Юридическая фирма Ryskiyeva & Partners

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

www.ryskiyeva.com