Заканчивается обсуждение проекта перечня АЛО. Войдут ли в него инновационные препараты?
Уже сегодня заканчивается публичное обсуждение проекта приказа Министерства здравоохранения РК, которым планируется внести изменения сразу в несколько нормативных документов, определяющих лекарственное обеспечение населения Казахстана.
В их числе:
- в перечень лекарственных средств и медицинских изделий, закупаемых у единого дистрибьютора;
- в перечень лекарственных средств и медицинских изделий для бесплатного и (или) льготного амбулаторного обеспечения отдельных категорий граждан РК с определенными заболеваниями (состояниями), а также правила разработки лекарственных формуляров организаций здравоохранения.
Важность данного документа крайне высока, что демонстрирует огромное количество комментариев и предложений к нему. Объясняется это очень просто – включение препаратов в данные перечни для казахстанских пациентов - это своего рода гарантия получения необходимых и, порой, жизненно важных, лекарственных препаратов при госпитализации в стационар или при амбулаторном лечении.
Согласитесь, абсолютно все из нас, случись, что серьезное со здоровьем, хотят сразу получить лекарственную терапию, не истощая семейный бюджет, и не кидая клич по всем фармацевтическим просторам в поисках необходимого препарата. Это особенно важно для больных с серьезными, жизнеурожающими, тяжело излечимыми заболеваниями. Причем для них крайне важен доступ к самым современным лекарствам, которые, потом что нередко только они помогают справиться с теми заболеваниями, которые ранее считались неизлечимыми. Но это еще не все, инновационные препараты позволяют сохранить хорошее качество жизни, а доступ к ним доказанно способствует улучшению ключевых показателей здравоохранения, в том числе, снижению смертности, увеличению продолжительности жизни пациентов и снижению инвалидизации. Именно для этого в нашей стране и создана система лекарственного обеспечения, которая, по сути, полностью и всецело должна функционировать на благо пациентов, т.е. для того, чтобы они могли без промедления и проволочек получить препарат с доказанной эффективностью тогда, когда он потребовался. Кроме того, именно для этого, в числе прочего, создавалась система обязательного социального медицинского страхования. Ведь на этапе ее внедрения давалось много обещаний и именно с ней были связаны ожидания по улучшению качества и доступности медицинской и лекарственной помощи населению.
Но, что же мы видим из комментариев к проекту данного документа. В перечень амбулаторного лекарственного обеспечения не вошло большое количество препаратов, в том числе инновационных. Причем, исходя из предложений, размещенных под опубликованным проектом, многие из этих препаратов были рассмотрены и получили положительные решения Формулярной комиссии МЗ РК. Более того, большая часть из них, исходя из фармакоэкономических расчетов, не требует выделения дополнительных бюджетных средств.
Получается, что при серьезном заболевании, а случиться оно может у каждого, пациент просто останется один на один со своим недугом. Вряд ли у больного будут силы, чтобы пробивать необходимое лечение через благотворительные фонды и организации. Вряд ли у семьи будут средства, чтобы приобрести препараты. Он просто окажется за пределами системы. И это несмотря на исправно выплачиваемые налоги, социальные взносы и взносы по ОСМС.
И потом, включение инновационных препаратов могло бы послужить хорошим мотивационным стимулом для участия в ОСМС, а вот невключение, наоборот, вызывает разочарование, недовольство медициной в целом и социальную напряженность.
Важно отметить сложность и длительность системы ввода лекарственных средств в систему лекарственного обеспечения в рамках ГОБМП и ОСМС в нашей стране. Перечень обновляется раз в два-три года, а это означает, что пациенты будут лишены гарантированного доступа за счет ГОБМП и ОСМС к лекарственной терапии в течение этого времени. Скорее всего им придется полностью положиться на ОФ «Қазақстан халқына». Однако будет ли при этом жизненно необходимое лечение начато своевременно и продолжено бесперебойно, остается вопросом.
При этом на сайте Казахстанского национального формуляра размещены протоколы Формулярной комиссии МЗ РК с препаратами, рекомендованными к включению в перечень амбулаторного лекарственного обеспечения. Но на деле лишь часть из них вошла в проект перечня.
Редакция «Фармацевтического обозрения Казахстана» обращается к Министерству здравоохранения РК и просит разъяснить, почему современные препараты не включаются в перечень амбулаторного лекарственного обеспечения, причем даже тогда, когда это не требует дополнительного бюджета? Хотелось бы также знать точку зрения Министерства финансов РК, почему не поддерживается включение инноваций, которые требуют бюджета?
Ольга Баимбетова.
В заключение отмечу, что данный запрос я публикую по своей собственной инициативе, не имея никакой финансовой заинтересованности. Причина проста - мне не все равно и, по моему мнению, для казахстанцев, как и для граждан прогрессивных стран, должны быть доступны инновации!