Краткая информация о системах регулирования цен на лекарственные средства в государствах-членах ЕАЭС

Департамент антимонопольного регулирования ЕЭК в 2025 году проводит исследование фармацевтического сектора ЕАЭС, в том числе систем ценового регулирования.
Как отмечается в публикации Департамента, данный вопрос регулируется в рамках национального законодательства.
В Республике Беларусь регулирование применяется в отношении препаратов отечественного и иностранного производства. В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2024 года № 1023 их перечень насчитывает 54 международных непатентованных наименования (МНН).
В Республике Казахстан цены регулируются на все лекарственные препараты (произведенных в стране и за рубежом). В соответствии с Приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 1 декабря 2022 года №ҚР ДСМ-150 регулированию подлежат более 6000 торговых наименований лекарственных средств. Однако Агентством по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан инициировано поэтапное дерегулирование цен на лекарственные средства.
В Кыргызской Республике регулируются цены на лекарственные препараты отечественного и иностранного производства, которые включены в Национальный перечень жизненно важных лекарственных средств. В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 31 июля 2024 год. № 432 регулирование распространяется на более чем 520 МНН.
В Российской Федерации регулируются цены на препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) в отношении референтных препаратов и воспроизведенных, биоаналоговых (биоподобных) препаратов отечественного и иностранного производства. Регулирование распространяется на более чем 800 МНН в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. № 2406-р.
В Республике Армения на сегодняшний день соответствующие вопросы в национальном законодательстве в полной мере не урегулированы.