Все публикации с 2013 по 2020 год
доступны по данной ССЫЛКЕ

Новости Казахстана

АЗРК рекомендует продолжить поэтапное дерегулирование цен на лекарственные средства

АЗРК рекомендует продолжить поэтапное дерегулирование цен на лекарственные средства
Фото: Фармацевтическое обозрение Казахстана

Агентством по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан опубликован анализ состояния конкуренции на рынке оптовой реализации лекарственных средств. 

Выводы по результатам проведенного анализа состояния конкуренции на товарном рынке:

1) общие положения

Целью проведения анализа является определение уровня конкуренции, выявление субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение, разработка комплекса мер, направленных на защиту и развитие конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности.

2) временной интервал исследования

Временным интервалом исследования рынка оптовой и розничной реализации лекарственных средств определен период 2022-2023 годы.

3) границы товарного рынка;

Границами товарного рынка по реализации лекарственных средств определены границы: областей - в оптовой реализации.

4) состав субъектов рынка, действующих на рассматриваемом товарном рынке;

Выдано сертификатов GDP 269253 субъектам, 62 субъекта реализуют ЛС оптом, 30 – отечественных производителей ЛС.

5) объем рынка и доли субъектов рынка;

субъекты рынка, занимающие доминирующее положение: в оптовой реализации ЛС: ТОО «INKAR», ТОО «Медин», ТОО «КФК «Медсервис плюс», ТОО «L-фарма», ТОО «Аманат», ТОО «СК-Фармация», ТОО «Стофарм», ТОО «Мак Ил», ТОО «Эмити», ТОО «Альянс Фарм», ТОО «Green Line», ТОО «Спектр Фарма», ТОО «НПО Зерде», ТОО «Селмур Фармация».

2022 год – 597,6 млрд. тенге;

2023 год – 688,9 млрд. тенге.

6) уровень концентрации рынка;

Оптовый рынок характеризуется как:

высококонцентрированный – 12 регионов;

умеренноконцентрированный – 7 регионов;

низкоконцентрированный – 1 регион.

7) барьеры входа на рынок;

Административные барьеры:

- избыточное государственное регулирование цен;

- длительный и не прозрачный вход на рынок (от 3 до 5 лет);

- отсутствие возможности одновременного прохождения процедуры по включению ЛС в перечни КНФ, АЛО, ЕД;

- несоблюдение сроков утверждения приказов по утверждению предельных цен МЗ, регламентированных в НПА.

Экономические - необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений.

Проблемные вопросы:

- НПА по формированию предельных цен на ЛС и их закупа, способствуют искусственному завышению цен;

- наличие непродуктивных посредников, при закупе ЛС через ТОО «СК –Фармация»;

- формальный подход НЦЭЛСиМИ при анализе цен в референтных странах;

- отсутствие интеграции с информационными системами государственных органов;

- производство отечественных лекарственных средств не ориентировано на развитие, порядка 94% продукции реализуются в рамках ГОБМП и (или) системе ОСМС.

8) оценку состояния конкурентной среды на товарном рынке;

Рынок оптовой реализации ЛС имеет недостаточно развитую конкуренцию в 12 регионах республики.

9) Предложения и рекомендации в МЗ РК по устранению препятствий, затруднений либо иных ограничений деятельности субъектов рынка, влияющих на развитие конкуренции, в том числе барьеров входа на товарный рынок:

- Продолжить работу по поэтапному дерегулированию цен на лекарственные средства с сохранением ценового регулирования лекарственных средств, приобретаемых в рамках ГОБМП и ОСМС, 2 этап – 2024/2025 годы, 3 этап – 2025/2026 годы. 

- Автоматизация и цифровизация процесса формирования цен (с целью исключения человеческого фактора, и ускорения регистрации во все списки), реферировать при наличии более 3 производителей.

- Обеспечить интеграцию с информационными системами КГД МФ РК.

- Пересмотреть ряд ключевых нормативно правовых актов МЗ РК по подходам ценообразования на ЛС и их закупа.

- Пересмотреть подходы работы подведомственных организаций МЗ РК (НЦЭЛСиМИ и Единого дистрибьютора, проработать вопрос передачи услуги по референтному ценообразованию одной из подведомственных организаций).

- ТОО «СК-Фармация» принять меры по увеличению доли закупа ЛС посредством прямых переговоров с производителями.

- НЦЭЛС обеспечить внутреннее и внешнее реферирование посредством сайтов международных организаций (Navlin и (или) PPRI).

- Продолжить исполнение мероприятий согласно утвержденным Дорожным картам по развитию конкуренции в сфере здравоохранения и на рынке услуг по хранению и транспортировке ЛС и МИ.

Image