АЗРК рекомендует продолжить поэтапное дерегулирование цен на лекарственные средства
Агентством по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан опубликован анализ состояния конкуренции на рынке оптовой реализации лекарственных средств.
Выводы по результатам проведенного анализа состояния конкуренции на товарном рынке:
1) общие положения
Целью проведения анализа является определение уровня конкуренции, выявление субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение, разработка комплекса мер, направленных на защиту и развитие конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности.
2) временной интервал исследования
Временным интервалом исследования рынка оптовой и розничной реализации лекарственных средств определен период 2022-2023 годы.
3) границы товарного рынка;
Границами товарного рынка по реализации лекарственных средств определены границы: областей - в оптовой реализации.
4) состав субъектов рынка, действующих на рассматриваемом товарном рынке;
Выдано сертификатов GDP 269 – 253 субъектам, 62 субъекта реализуют ЛС оптом, 30 – отечественных производителей ЛС.
5) объем рынка и доли субъектов рынка;
субъекты рынка, занимающие доминирующее положение: в оптовой реализации ЛС: ТОО «INKAR», ТОО «Медин», ТОО «КФК «Медсервис плюс», ТОО «L-фарма», ТОО «Аманат», ТОО «СК-Фармация», ТОО «Стофарм», ТОО «Мак Ил», ТОО «Эмити», ТОО «Альянс Фарм», ТОО «Green Line», ТОО «Спектр Фарма», ТОО «НПО Зерде», ТОО «Селмур Фармация».
2022 год – 597,6 млрд. тенге;
2023 год – 688,9 млрд. тенге.
6) уровень концентрации рынка;
Оптовый рынок характеризуется как:
высококонцентрированный – 12 регионов;
умеренноконцентрированный – 7 регионов;
низкоконцентрированный – 1 регион.
7) барьеры входа на рынок;
Административные барьеры:
- избыточное государственное регулирование цен;
- длительный и не прозрачный вход на рынок (от 3 до 5 лет);
- отсутствие возможности одновременного прохождения процедуры по включению ЛС в перечни КНФ, АЛО, ЕД;
- несоблюдение сроков утверждения приказов по утверждению предельных цен МЗ, регламентированных в НПА.
Экономические - необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений.
Проблемные вопросы:
- НПА по формированию предельных цен на ЛС и их закупа, способствуют искусственному завышению цен;
- наличие непродуктивных посредников, при закупе ЛС через ТОО «СК –Фармация»;
- формальный подход НЦЭЛСиМИ при анализе цен в референтных странах;
- отсутствие интеграции с информационными системами государственных органов;
- производство отечественных лекарственных средств не ориентировано на развитие, порядка 94% продукции реализуются в рамках ГОБМП и (или) системе ОСМС.
8) оценку состояния конкурентной среды на товарном рынке;
Рынок оптовой реализации ЛС имеет недостаточно развитую конкуренцию в 12 регионах республики.
9) Предложения и рекомендации в МЗ РК по устранению препятствий, затруднений либо иных ограничений деятельности субъектов рынка, влияющих на развитие конкуренции, в том числе барьеров входа на товарный рынок:
- Продолжить работу по поэтапному дерегулированию цен на лекарственные средства с сохранением ценового регулирования лекарственных средств, приобретаемых в рамках ГОБМП и ОСМС, 2 этап – 2024/2025 годы, 3 этап – 2025/2026 годы.
- Автоматизация и цифровизация процесса формирования цен (с целью исключения человеческого фактора, и ускорения регистрации во все списки), реферировать при наличии более 3 производителей.
- Обеспечить интеграцию с информационными системами КГД МФ РК.
- Пересмотреть ряд ключевых нормативно правовых актов МЗ РК по подходам ценообразования на ЛС и их закупа.
- Пересмотреть подходы работы подведомственных организаций МЗ РК (НЦЭЛСиМИ и Единого дистрибьютора, проработать вопрос передачи услуги по референтному ценообразованию одной из подведомственных организаций).
- ТОО «СК-Фармация» принять меры по увеличению доли закупа ЛС посредством прямых переговоров с производителями.
- НЦЭЛС обеспечить внутреннее и внешнее реферирование посредством сайтов международных организаций (Navlin и (или) PPRI).
- Продолжить исполнение мероприятий согласно утвержденным Дорожным картам по развитию конкуренции в сфере здравоохранения и на рынке услуг по хранению и транспортировке ЛС и МИ.