Какие шаги аптекам необходимо предпринять для маркировки и прослеживаемости лекарств?
Вопрос внедрения маркировки и прослеживаемости лекарств затрагивался на расширенной коллегии Министерства здравоохранения РК, которая прошла 22 февраля 2024 года. Заместитель Премьер-Министра РК Т. Дуйсенова отметила, что система направлена на ликвидацию контрафакта, учет и прозрачность системы лекарственного обеспечения. Однако, как сообщила Тамара Дуйсенова, «...получена информация о низком уровне оснащения оборудованием крупных аптек, складов и ряда фармпроизводителей. Это очень важный вопрос, поскольку он касается качества лекарственных средств и безопасности населения страны». Она обратила внимание на необходимость своевременного оснащения всех участников сферы обращения лекарственных средств оборудованием для маркировки и прослеживаемости и подчеркнла, что с 1 июля 2024 года деятельность предприятий, которые не готовы к участию в системе, может быть ограничена или вовсе остановлена.
Согласно информации Комитета медицинского и фармацевтического контроля МЗ РК, все лекарственные средства подлежат обязательной маркировке с 1 июля 2024 года.
В настоящее время всеми участниками оборота лекарственных средств ведется активная работа по подготовке к внедрению маркировки. Местными исполнительными органами и медицинскими организациями проводится работа по закупу необходимого оборудования для считывания кодов маркировки в медицинских организациях и интеграции информационных систем. Идет реализация пилотного проекта по прослеживаемости движения лекарственных средств и тестирования учетных систем медицинских организаций.
Для работы в системе маркировки и прослеживаемости лекарственных средств аптечным организациям необходимо также обеспечить учет лекарственных средств в информационной системе. Для обеспечения приемки достаточно иметь мобильный телефон (смартфон на базе iOS или Android) подключенный к информационной системе и с его помощью осуществить приемку.
Для реализации лекарственных средств аптеке необходимо:
- наличие контрольно-кассовой машины (далее – ККМ). При этом обязательное наличие ККМ не связано с маркировкой, а является обязательным с 2018 года в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 16 февраля 2018 года № 208.
- приобрести совместимый с ККМ 2D сканер для того, чтоб осуществить вывод маркированного лекарственного средства из оборота в информационной системе маркировки и прослеживаемости (средняя стоимость 2D сканеров варьируется от 13 до 185 тыс. тенге).
Если по каким-либо причинам у аптеки отсутствует ККМ, то маркированное лекарственное средство может быть продано и выведено из оборота посредством мобильных касс (WebKassa, Rekassa и др.), установка на смартфон которых доступна на бесплатной основе.
Кроме того, в настоящее время возможность вывода маркированных лекарственных средств из оборота уже доступна на платежных терминалах Freedom Bank и Halyk Bank, на завершающем этапе решение от Kaspi Bank.
В этой связи, субъекты микропредпринимательства и малого бизнеса, в зависимости от размера бизнеса, могут без затрат либо с минимальными затратами закупить оборудование необходимое для внедрения маркировки и прослеживаемости лекарственных средств.
Маркировка лекарственных средств, в первую очередь, внедряется в целях повышения эффективности фармаконадзора и контроля качества лекарственных средств, позволит отслеживать весь жизненный цикл лекарственного средства с этапа производства до конечного потребителя, а также будет действенным механизмом в борьбе с теневым рынком и окажет содействие в рациональном использовании и планировании закупа лекарственных средств.
Напомним, что с сентября 2019 года по 31 июля 2021 года был проведен пилотный проект по внедрению цифровой маркировки и прослеживаемости лекарственных средств, в котором приняли участие 23 представителя фармацевтической отрасли, где среди них были производители, дистрибьюторы, медицинские и аптечные организации. 18 торговых наименований были промаркированы соответствующим кодом.
Все участники пилотного проекта были зарегистрированы в системе маркировки, а также в Национальном каталоге товаров, прошли обучение по механизмам и функционалу. Во время пилота были изучены все основные бизнес-процессы маркировки и прослеживаемости препаратов, разработаны необходимые нормативно-правовые акты.