В РК обсуждается концепция проекта закона о юридической и финансовой защите медработников
В Казахстане обсуждается концепция проекта закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения».
Нормы, вводимые в проекта закона, направлены на разработку и внедрение системы юридической и финансовой защиты и ответственности медицинских работников, включая гарантирование профессиональной деятельности, на повышение уровня доверия граждан РК к системе здравоохранения, защиту прав пациентов, повышение качества медицинских услуг, оказываемых населению.
После ужесточения уголовного законодательства в 2014 году наблюдается всплеск дел в отношении врачей. Во многих случаях врача привлекают к уголовной ответственности не за причинение смерти, а за то, что он не смог ее предотвратить. Нередки факты незаконного, несправедливого уголовного преследования за врачебные ошибки. В Казахстане ежегодно заводятся порядка 600-800 дел по статьям 317-323 Уголовного кодекса РК.
Согласно статистическим данным, с 2016 по 2019 годы в суды РК по статье 317 Уголовного кодекса РК поступило 39 уголовных дел. Из них 35 рассмотрено с вынесением приговоров в отношении 55 лиц, возвращено прокурору – 4 (11 лиц). Рассмотренные судами уголовные дела по составам преступлений: статья 317 часть 1 - 3 дела/3 человека; статья 317 часть 2 - 5 дел/7 человек; статья 317 часть 3 - 21 дело/34 человека.
По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, в 2020 году 6 медицинских работников совершили уголовные правонарушения по статье 317 Уголовного кодекса Республики Казахстан.
Ограничение свободы получили 2 медицинских работника; условное наказание – 9 человек; было осуждено, но освобождено от наказания по амнистии – 11 человек; осуждено, но освобождено от наказания в связи с истечением срока давности – 19; лишение свободы – 3 (из них, в 2018 году 2 медицинских работника получили отсрочку на 5 лет); оправданы в зале суда – 11 человек.
Наиболее часто уголовные дела возбуждаются по специальностям, связанным с хирургическим вмешательством, где постоянно существует риск летального исхода. Это акушер-гинекологи – 10 человек, хирурги – 10, травматологи – 8, остальные анестезиологи, реаниматологи и т.д. Размер компенсации морального и материального ущерба в пользу пострадавших составил свыше 30 миллионов тенге.
Также ежегодно возбуждаются порядка 300 дел по статье 80 Кодекса РК «Об административных правонарушениях Республики Казахстан». Согласно данным Комитета медицинского и фармацевтического контроля МЗ РК, по итогам 2017 года поступило более 3 тысяч обращений, из которых около 50% было с жалобой на качество медицинской помощи. В результате рассмотрения обращений было составлено 430 административных протокола, к административной ответственности были привлечены 299 физических лиц, 87 должностных и 23 юридических лица. А в пользу пациентов выплачено свыше 8,8 миллиона тенге.
В 2020 году в отношении 37 медицинских работников возбуждено административное дело по статьям 80, 81 и 82 Кодекса РК «Об административных правонарушениях Республики Казахстан».
Данные процессы все чаще завершаются в пользу пациентов, выплатой медицинскими организациями либо медицинским работником значительных материальных компенсаций. Учитывая нынешний уровень заработной платы, медработник не в состоянии финансово возместить ущерб пациенту, что ещё больше усугубляет ситуацию.
При наличии у медицинского работника страхового полиса, страховые выплаты осуществляются по решению суда. Однако, если оценка вреда здоровью и жизни переходит под уголовную ответственность, то в таком случае страховая выплата не производится. Вследствие чего в стране отсутствуют прецеденты с страховыми выплатами, проведенными за вред, нанесенный пациентам. Тогда как, по другим видам страхования страховые выплаты за вред, причиненный жизни и здоровью третьих лиц подлежат возмещению независимо от вины застрахованного.
Тенденция роста регистраций медицинских правонарушений и судебных разбирательств, связанных с качеством оказания медицинской помощи сохраняется, что обуславливает ожидаемое увеличение выплат компенсаций пациентам медицинскими работниками и медицинскими организациями по удовлетворенным искам возмещения вреда.
В этой связи, для реализации гарантированных государством прав для пациентов, возмещения вреда и финансовой защиты субъектов здравоохранения и медицинских работников, необходимо внедрение системы обязательного (вмененного) страхования профессиональной ответственности медицинских работников. Такой подход позволит повысить качество медицинской помощи, а также статус медицинских работников и в целом повлияет на рейтинг здравоохранения Республики Казахстан на международной арене. В результате риск причинения вреда жизни или здоровью пациента со стороны медицинского работника будет покрываться за счет страхования профессиональной ответственности (поставщиков медицинских услуг – медицинских организаций), которое будет гарантировать ответственность медицинского работника и соответствовать как интересам пациентов, медицинских работников так и всего гражданского социума.
В рамках системы страхования профессиональной ответственности медицинских работников предполагается досудебное урегулирование конфликта (рассмотрение жалобы и принятие решения по ней) с привлечением независимых экспертов и выплаты компенсации за причинение вреда жизни и здоровью гражданина при отсутствии прямого умысла со стороны медицинского работника. Возмещение вреда, причиненного здоровью пациента, со стороны медицинского работника (халатность, небрежность), будет осуществляться через действующие страховые компании.
В целом, регулирование системы страхования профессиональной ответственности предлагается делегировать Комитету медицинского и фармацевтического контроля при Министерстве здравоохранения Республики Казахстан. В этой связи, Министерством здравоохранения Республики Казахстан будет определяться типовая форма договора о страховании профессиональной ответственности, регламентирующая порядок страхования, тарифы, размеры выплаты компенсации, а также критерии для страховых компаний.
На начальном этапе внедрения страхователем будет выступать работодатель – медицинская организация (размер взноса 100%), с последующим применением принципа обязательности и солидарности (разделение размера взноса 50% - медицинской организацией, 50% - медицинским работником). Данные изменения требуют установления переходного периода для запуска системы страхования с ориентиром на 2024 год, с учетом оценки расходов субъектов, связанных с необходимостью соблюдения установленных новых обязанностей. Это даст возможность адаптировать систему здравоохранения к новым условиям, наладить механизмы страхования профессиональной ответственности.
Исходя из международного опыта страхования профессиональной ответственности медицинских работников оптимальным механизмом профессиональной ответственности медицинских работников предлагается применить рыночную модель страхования (через действующие страховые компании) с системой «без вины» (досудебное урегулирование конфликта).
Кроме того, в целях повышения статуса медицинских работников в системе здравоохранения необходимо принятие мер по расширению социальных гарантий медицинских и фармацевтических работников аналогично Закону Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года «О статусе педагогов». То есть, предлагается отразить нормы касательно гарантий, прав и социальной поддержки медицинских работников (защита, уважительное отношение к профессии, предоставление в первоочередном порядке мест в дошкольных организациях и т.д.), стимулирование (ежегодное присвоение почетного звания «Заслуженный врач Казахстана» с единовременной стимулирующей выплатой и т.д.). Такие меры позволят повысить привлекательность отрасли, снизить отток квалифицированных кадров из профессии, материальное стимулирования специалистов здравоохранения.
В Кодексе Республики Казахстан от 7 июля 2020 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» необходимо предусмотреть положения по обязательному страхованию профессиональной ответственности медицинских работников субъектами здравоохранения при осуществлении медицинской деятельности, дополнительные льготы и стимулирующие выплаты медицинским работникам.
С учетом кадрового дефицита в период мировой пандемии в Законе Республики Казахстан от 16 февраля 2012 года «О воинской службе и статусе военнослужащих» необходимо расширить положение о предоставлении отсрочки от призыва на воинскую службу медицинским работникам.
Также, для стимулирования медицинских работников в Законе Республики Казахстан от 12 декабря 1995 года «О государственных наградах Республики Казахстан» необходимо предусмотреть ежегодное присвоение почетного звания «Заслуженный врач Казахстана».
Помимо этого, в Уголовном кодексе Республики Казахстан, в части декриминализации уголовных правонарушений в сфере здравоохранения предполагается исключить статью 317, так как, в ней не прописана регламентация надлежащего выполнения профессиональных обязанностей, нет и четкого измерения «небрежного или недобросовестного отношения» к должностным обязанностям. Кроме того, данная статья подразумевает наказание за возможные неблагоприятные исходы лечения в виде осложнений (что врач не в силах предотвратить) и низкой результативности лечения (зависит от реакции организма и других факторов, таких как оснащение медицинской организации, также находящихся вне влияния деятельности врача). Исходя из того, что основанием к привлечению к уголовной ответственности является сознательное совершение общественно-опасного деяния, Уголовный кодекс Республики Казахстан не должен применяться к процессу оказания медицинского помощи.
Законопроект состоит из двух статей:
Статья 1 предусматривает внесение изменений и дополнений в следующие законодательные акты:
- Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 7 июля 2020 года № 360-VI ЗРК;
- Закон Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащих» от 16 февраля 2012 года № 561-IV ЗРК;
- Закон Республики Казахстан от 12 декабря 1995 года № 2676 «О государственных наградах Республики Казахстан»;
- Уголовный Кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V ЗРК.
Статья 2 регламентирует порядок введения в действие Закона.
Публичное обсуждение проекта данного закона продлится до 5 мая 2021 года.
Источник: Портал нормативно-правовых актов «Открытые НПА».