НАО «Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова»
Кафедра Управления и экономики фармации и клинической фармации
Дюсембинова Г.А., Жакипбеков К.С., Серикбаева Э.А.
Кафедра фармацевтической и токсикологической химии, фармакогнозии и ботаники
Берилло Д.А., Бошкаева А.К., Ахелова А.Л.
Внедрение дистанционной формы в условиях чрезвычайного положения, объявленного 16 марта 2020 г. в Казахстане, поставила ряд целевых задач перед коллективом кафедр организации управления и экономики фармации и клинической фармации; фармацевтической и токсикологической химии, фармакогнозии и ботаники, одним из которых является достижение обеспечения учебного процесса на профессиональном уровне. Основная политика университета - задействовать профессорско-преподавательский состав всех структурных подразделений в процесс обучения студентов через дистанционный портал dis.kaznmu.kz.
Необходимо было обеспечить дистанционное обучение в том интерактивном режиме, который будет способствовать максимально удобному усвоению учебного материала студентами, как в самом образовательном процессе, так и в техническом плане. Поставив цель, мы начали поиск инструментов для ее достижения. Конечно, в этом нам оказывало помощь руководство нашего университета, в виде различных инструкций, приказов, онлайн-семинаров по ведению занятий в дистанционном режиме, бесплатного доступа к онлайн библиотеке издательства Акнур, к вебинару, посвященного презентации информационной платформы для медицинских работников Elsevier ClinicalKey и другое.
C поставленной целью и инструкциями, мы приступили к подготовке выполнения следующих задач:
- проведение занятий в режиме реального времени с применением цифровых технологий;
- создание условий по взаимодействию преподавателя и студента асинхронно, то есть обмен информацией по электронной почте;
- работа с учебным материалом по заданиям, видео и аудио конференции с помощью программ Zoom, WhatsApp, Classroom, Skype;
- проверка и наполнение контента Moodle на платформе dis.kaznmu.kz электронными учебно-методическими комплексами в виде силлабусов, учебно-методическим материалами по всем образовательным программам бакалавриата, магистратуры, ускоренного обучения.
По согласованию с Комитетом образовательных дисциплин, внесены дополнения и изменения по формам и срокам проведения всех видов практик. Они проведены по концептуальному плану в дистанционном формате. Сформированы задания для обучающихся с определением последовательности выполнения работ (тем и разделов) с учетом возможности выполнения работ студентом самостоятельно в удаленном доступе.
Консультирование руководителей практики от кафедр и баз проводится согласно графику с использованием доступных средств связи:
- дистанционные платформы MOODLE, СLASSROOM, ZOOM, электронная почта, WhatsApp, Skipe и др.;
- по окончании практики обучающиеся должны подготовить дневники, отчеты согласно приложениям в силлабусах и разместить заранее на дистанционных платформах MOODLE или СLASSROOM.
В итоге, с соответствием наших целей, задач и инструкций от руководства кафедрами организован следующий процесс обучения студентов в дистанционном режиме:
- проведение занятий в режиме офлайн, на платформах: Moodle, Classroom;
- в режиме онлайн, на платформах: Zoom (допускается по Skype, Webex и др. с обязательным условием сохранения видео-записи занятий);
- размещение на данных платформах учебно-методических материалов по темам занятий в виде заданий на данную тему;
- ситуационных задач, тестов;
- презентации для студентов; ссылок на электронные ресурсы и т.д.
Отправка выполненных работ студентов через данные платформы, запись видео занятия начинаем после того, как большинство студентов подключены. Запись вместе с отчетом о проведенном занятии, выкладываем в google диск кафедры. Информирование студентов о том, что занятие будет проводиться в режиме онлайн и офлайн.
Также отметим, все это сопровождается соблюдением этических вопросов для дистанционного обучения, согласно политики Академической честности.
Основная работа по поиску информационных источников проводится профессорско-преподавательским составом (ППС) кафедр. Не менее важной составляющей является непосредственный подход каждого преподавателя кафедры к ведению обучающего процесса. Дополнительный поиск всех материалов, обеспечивающих загрузку учебных компонентов, составляет одну из приоритетных и выполняемых элементов основных функциональных обязанностей ППС.
Доступ материалов всех видео-лекций, проводимые ППС через ZOOM. Skype, сохраняются на Google Disk. Информация видео лекций одновременно транслируется в кафедральном YouTube-канале https://www.youtube.com/channel/UCjSm6SnXMEudBMOnhCumFgQ?view_assubscriber, но и сохраняется в архив как неподписанная на случай проверки, и лекционный материал имеющий изображение студентов не публикуется для широкой публики из соображения соблюдения этических законов. Масса возможностей открывается перед преподавателями, ищущими глубокие знания. Именно через дистанционную систему проявляются личностные данные преподавателя, которые продемонстрировали и обеспечили качественные и количественные показатели процесса обучения.
На период проведения формы обучения в дистанционном формате в обязательной форме осуществлялись проверки практических занятий и производственных практик по учебному расписанию через платформу Мооdle, позволяющая обеспечить полноценное оценивание работы, отсутствие ошибки с выставлением оценки по сравнению с традиционным и широко используемым методом обмена документов через мессенджеры и электронную почту. Занятия выполняются планомерно в соответствии с утвержденными календарными планами практических занятий, СРОП и СРО, которые проверяются на уникальность текста через ресурсы https://www.etxt.ru/antiplagiat/ и ANTIPlagiat.NET, с утвержденным уровнем уникальности текста не менее 60%.
Ведение образовательного процесса, осуществляемого в Онлайн и в Офлайн режиме, требует максимальной отдачи, которая не может быть выполнена без профессионального состава преподавателей. Принимая такую форму обучения, открывается возможность открытия вечерних отделений и факультетов повышения квалификации, в которых нуждаются все специалисты с проведением различных дистанционных технологий обучения.
Процесс экстренного перехода на полное дистанционное обучение был для нас не легким. Были и трудности, и проблемы. Но, именно сплоченность и взаимная поддержка коллектива кафедр Школы Фармации, помощь со стороны руководства, помогли адаптироваться к новым условиям. Как сказал Альберт Эйнштейн: «Благоприятная возможность скрывается среди трудностей и проблем».
Уверены, что все трудности, которые были в этот сложный период, приобретенный опыт и навыки, дали новый толчок к развитию наших преподавателей, как в профессиональном, так и личностном плане.