События

Качественное образование в рамках дистанционного обучения в КАЗНМУ им. С.Д. Асфендиярова

kaznmu 2020Сакипова З.Б., Устенова Г.О., Кожанова К.К.,Жапаркулова К.А., Баракова А.Ш. Бейсеева Ш.Н., Биназарова А.Н.

Создание условий для перехода экономики Казахстана на принципиально новую траекторию развития, обеспечивающую создание цифровой экономики будущего в долгосрочной перспективе является целью программы «Цифровой Казахстан». 

             

Основанием разработки данной программы послужило Послание первого Президента Республики Казахстан «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» от 31 января 2017 года [1 ].

Уже проведенная по реализации программы работа (обеспечение учебных заведений компьютерами, охват подавляющей части страны скоростным интернетом и другие меры) создали условия для продолжения обучения студентов Школы фармации КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова в условиях ЧС, вызванных COVID-19.

Дистанционное обучение – это один из форматов образовательных технологий. Взаимодействие преподавателей и учащихся происходит с помощью современных средств коммуникаций: компьютеров, веб-камер, видеоматериалов, почтовых отправлений и пр.

Внедрение дистанционных образовательных технологий на кафедрах фармацевтической технологии и инженерных дисциплин осуществлялось ранее для студентов, обучающихся по сокращенным образовательным программам с ускоренным сроком обучения на уровне самостоятельной работы студентов, а также для выполнения самостоятельной работы с преподавателем.

Учебно-методическое пособие «Разработка методики организации и проведения онлайн-обучения», рекомендованное Национальным центром информатизации Республики Казахстан, имеет следующую классификацию методик проведения онлайн-занятий:

- методика проведения онлайн-занятий с применением технологий видеоконференций;

- методика применения тематических интернет - ресурсов;

- методика проведения онлайн-занятий с применением демонстрационного эксперимента;

- методика проведения онлайн-занятий с применением спутниковой связи.

На данном этапе развития формата дистанционного обучения в Школе фармации используются все вышеперечисленные методики в соответствии с целями занятий.

В образовательном пространстве наблюдается изменение роли педагога, который становится консультантом, направляя обучающихся на самостоятельный поиск и анализ информации в среде локальной и глобальной сети, выбор путей реализации, оценку своей деятельности.

Качество такого образования ничем не уступает очной или заочной форме обучения. Студенту также дают лекционный материал для изучения, он самостоятельно изучает определенный объем курса, выполняет ряд проверочных работ (тестирования, контрольные и курсовые, пишет дипломный проект).

Проведение занятий в дистанционном формате требует соблюдения преподавателем всех требований к традиционному занятию, т. е. должно включать оценку знаний, задания для выполнения и проверку понимания. Обучающиеся проходят регистрацию на портале и получают имя пользователя и пароль, с помощью которых можно войти в свою виртуальную аудиторию. Во время занятий используются мультимедийные материалы: видео, изображения, тексты и аудиозаписи, которые можно хранить в Google-дисках или кафедральных Youtube-каналах.

На сегодняшний день на кафедрах фармацевтической технологии и инженерных дисциплин дистанционное обучение стало для студентов неотъемлемой частью обучающего процесса. Занятия проводятся по расписанию, выдерживается план занятий и хронометраж, используются абсолютно все возможности цифрового века. Лекционный материал и практические задания для выполнения своевременно загружаются в такие дистанционные платформы как: Moodle (дисКазНМУ), Google classroom.

При загрузке учебно-методических материалов преподаватель задает время, в течение которого студенту необходимо выполнить задания, освоить материал и перенести проделанную работу в электронный формат в качестве ответа. Преподаватель проверяет работы и оценивает выполненные студентов задания по утвержденным критериям в соответствие чек-листу.

В случае возникновения технических проблем студенты оперативно меняют платформы или выполняют задания позднее, предупредив об этом преподавателя.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод, что формат дистанционного обучения увлекательный инструмент для полноценного цифрового развития общества, соответствующий потребностям времени и отвечающий запросам обучающихся. Двусторонняя коммуникация позволяет добиться эффекта и качества непосредственных практических занятий, оставляя удобную возможность учиться, не выходя из дома.

Следует отметить, что результаты анкетирования студентов Школы фармации и положительные отзывы преподавателей показывают успешность внедрения дистанционного формата обучения.

С развитием информационно-коммуникационных технологий дистанционное обучение будет и дальше успешно интегрироваться во все сферы образовательного процесса, в том числе и в фармацевтическое образование.

 Полагаем, что одним из результатов применения технологий дистанционного обучения будет развитие у студентов потребности в профессиональном самосовершенствовании.

Дальнейшее применение информационных технологий в обучении будет способствовать активному использованию научного и образовательного потенциала университета, привлечению лучших преподавателей к созданию оригинальных курсов дистанционного образования, расширению аудитории обучающихся, широкомасштабной подготовке и переподготовке специалистов для фармации и медицины вне зависимости от места жительства.       

Литература:

1.Парахонский А.П., Венглинская Е.А. Технологии медицинского образования на основе компьютерной техники // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 6 – С. 79.

2.Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном образовании: Специализированный учебный курс / пер. с англ. / Майкл Г. Мур, Уэйн Макинтош, Линда Блэк и др. – М.: Издательский дом «Обучение–Сервис», 2006. с. 632.

Интернет-ресурсы:

1.https://digitalkz.kz/wp-content/uploads/2020/03/%D0%A6%D0%9A-%D1%80%D1%83%D1%81.pdf

Следует отметить, что результаты анкетирования студентов Школы фармации и положительные отзывы преподавателей показывают успешность внедрения дистанционного формата обучения.