Все публикации с 2013 по 2020 год
доступны по данной ССЫЛКЕ

Фармацевтический рынок Казахстана: вызовы и риски для доступности лекарственных средств

Фармацевтический рынок Казахстана: вызовы и риски для доступности лекарственных средств
Фото: Президент АПРФД РК Марина Дурманова (предоставлено спикером)

В Астане 23-26 апреля 2025 года прошла IV Международная научно-практическая конференция по оценке технологий здравоохранения. В рамках мероприятия ведущие эксперты, представители государственных органов, фармацевтических компаний, производителей медицинских технологий, исследовательских организаций и медицинского сообщества обсудили широчайший спектр вопросов по дальнейшему формированию и развитию системы здравоохранения Казахстана и региона. В рамках конференции Президент Ассоциации поддержки и развития фармацевтической деятельности РК Марина Дурманова озвучила доклад, посвященный вопросам доступности лекарственных средств в нашей стране.

М.И. Дурманова отметила, что доступность лекарственных средств является важнейшим аспектом здравоохранения и благополучия населения.

Доступность бывает экономической, когда высокая стоимость лекарств может стать препятствием для их приобретения. Решается данная проблема введением медицинского страхования, которое должно покрывать большую часть цены или полную стоимость препарата, а также льготами для особых категорий больных социально-важными и хроническими заболеваниями. Кроме того в некоторых странах могут выделяться государственные субсидии и финансовая поддержка аптек и медицинских учреждений в сельских районах, что помогает увеличить возможность приобретения необходимых медикаментов. Для повышения экономической доступности также создаются механизмы регулирования цен и внедряются механизмы поддержки доступных лекарственных средств.

- Доступность также может быть физической и она, в свою очередь, зависит:

- ПРЕЖДЕ ВСЕГО ОТ НАЛИЧИЯ ПРЕПАРАТОВ НА РЫНКЕ, Т.Е. ИХ ФИЗИЧЕСКОГО ПРИСУТСТВИЯ В СТРАНЕ;

- от географического расположения аптек и медицинских учреждений - важно, чтобы аптеки находились в шаговой доступности для большинства населения, особенно в сельских и удаленных районах;

- от эффективной логистики и снабжения - надежные цепочки поставок гарантируют своевременное и бесперебойное поступление медикаментов в аптеки и больницы. Кроме того, для обеспечения физической доступности лекарств важно избегать сбоев в поставках, так как они могут повлиять на здоровье пациентов.

Конечно, с учетом сегодняшних возможностей, когда препарат можно заказать через интернет из другой страны и его привезут в течение двух-трех дней, проблема физической доступности может быть частично решена. Я подчеркиваю – ЧАСТИЧНО. Потому что препарат может понадобиться ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС и иногда от этого зависит жизнь пациента. Кроме того, не нужно забывать, что при приобретении препарата через всемирную паутину высоки риски покупки фальсификата. Результат – в лучшем случае нулевая эффективность, а также напрасно потраченные деньги и время. Более того, эти препараты идут мимо выстоянной государством системы регистрации, оценки безопасности и качества, фармаконадзора. Именно эта система гарантирует пациенту получение препарата, установленного качества, эффективности и безопасности.

Что же влияет на физическую доступность:

- препарат должен быть зарегистрирован на территории страны и обращаться на рынке;

- наличие благоприятных регуляторных условий для выхода и присутствия на рынке препаратов;

- наличие понятного и стабильного законодательства;

- отсутствие барьеров (таких как: ценовое регулирование в розничном сегменте, введение НДС, регистрация по правилам ЕАЭС без сохранения национальной процедуры, любые задержки в процедуре ввода препарата на рынок).

В последние годы государство предпринимает многочисленные шаги, которые увеличивают финансовую нагрузку на предприятия фармацевтической отрасли. Для того, чтобы показать, как в зависимости от введения этих норм меняется привлекательность казахстанского фармацевтического рынка для производителей лекарств, мы решили проанализировать динамику количества наименований лекарств, реально присутствующих на рынке. Сразу отмечу, что факт присутствия препарата в Государственном реестре лекарственных средств и медицинских изделий РК не говорит о том, что он продается в аптеках. Поэтому для анализа мы взяли именно данные реального рынка, а в дополнение посмотрели еще и сокращение наименований лекарств по ценовым категориям.

Итак, согласно данным PROXIMA Research, количество наименований лекарств, представленных на рынке, уменьшилось на 25,5% с 7932 в 2023 году до 5907 в настоящее время. Как отметила М. Дурманова, эта цифра очень серьезная. Но еще более впечатляет отток дешевых лекарств с рынка. Так, количество наименований препаратов с ценой до 1 000 тенге сократилось на 34,5%. Что это означает? Это означает, что некоторые дешевые лекарства просто исчезли с рынка и находятся в дефектуре, а на смену им пришли более дорогостоящие генерики. В качестве примера можно привести ацикловир. Дешевый препарат за 230 тенге пропал осенью прошлого года, а ему на смену пришли генерики со стоимостью за упаковку от 2 000 до 5000 тенге.

sku 04 2025 01

sku 04 2025 02

Еще одним примером сокращения ассортимента является ситуация, когда жизненно-важные препараты и препараты экстренной медицины представлены в Государственном реестре и на рынке лишь в одном торговом наименовании от одного единственного производителя. Таким образом, ставится под угрозу его физическая доступность. Примером может служить МНН эпинефрин, который зарегистрирован лишь в одном торговом наименовании украинского производителя. Таким образом мы зависим от этого производителя и при любых нарушениях цепочек поставок препарат может просто исчезнуть с рынка. Между тем, такие лекарства должны быть представлены 2-3 торговыми наименованиями. Недопустимо иметь лишь одно зарегистрированное торговое наименование препарата экстренной помощи от одного производителя, ну, а, если уж такое произошло необходимо контролировать надежность его поставок.

Уже довольно давно в Казахстане было принято решение о поэтапном дерегулировании цен на лекарственные средства. Согласно планам уполномоченного регуляторного органа, к концу этого года в розничном сегменте казахстанского рынка цены на все лекарственные средства будут отпущены. Это крайне важно, поскольку 1 января 2026 года в Казахстане заканчивается целый ряд переходных периодов, в том числе – переход на регистрацию по правилам ЕАЭС, введение обязательного соответствия международному стандарту GPP, а также планируемая налоговая реформа с введением НДС и сменой налоговых режимов. Все эти регуляторные изменения влекут повышение финансовой нагрузки на бизнес, и в этих условиях важно избежать всех возможных рисков для лекарственного обеспечения, и самое главное ухода важных лекарств, которые широко используются в клинической практике и пациентами. Ведь если производители уйдут, они уже не возвратятся. Так как для этого потребуется регистрация по правилам ЕАЭС, которая требует времени и финансовых затрат.

press 04 2025

В рамках исполнения Указа Президента Республики Казахстан от 22 июня 2022 г. №938 «Об утверждении Концепции защиты и развития конкуренции в Республике Казахстан на 2022-2026 годы» Агентством по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан совместно с Министерством здравоохранения Республики Казахстан была утверждена «Дорожная карта по развитию конкуренции в сфере здравоохранения», в которой было закреплено поэтапное дерегулирование цен на лекарственные средства (далее - ЛС) и вывода из ценового регулирования к 01 января 2026 года всех ЛС, с сохранением ценового регулирования лекарственных средств, приобретаемых в рамках ГОБМП и ОСМС. Указанные в Дорожной карте мероприятия направлены на развитие конкуренции на рынке лекарственного обеспечения путем снижения избыточного ценового регулирования в коммерческом сегменте.

Вместе с тем, 10 апреля 2025 года на интернет-ресурсе «Открытые НПА» был опубликован проект Приказа «О внесении изменений в приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 11 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-247/2020 «Об утверждении правил регулирования, формирования предельных цен и наценки на лекарственные средства, а также медицинские изделия в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования», которым вносятся изменения, позволяющие экспертной организации производить корректировку цен по уже поданным заявлениям на регистрацию цены по всем ЛС, которые обращаются на фармацевтическом рынке Республике.

Также, до сих пор не вышел очередной приказ «О внесении изменений в приказ исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 1 декабря 2022 года № ҚР ДСМ-150 «Об утверждении перечня лекарственных средств, подлежащих ценовому регулированию для оптовой и розничной реализации», несмотря на то, что он по законодательству должен быть выпущен не позднее 10 марта текущего года, согласно Кодексу Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», проектом которого из перечня ЛС, подлежащих ценовому регулированию для оптовой и розничной реализации были исключены все безрецептурные ЛС.

Таким образом, в настоящее время у фармацевтической отрасли отсутствует подтверждение введения заявленных мер по дерегуляции цен на ЛС в коммерческом сегменте фармацевтического рынка, что может значительно повлиять на оборот ЛС и их доступность для пациентов.

В связи с вышеизложенным возникают вопросы:

  • ДОСТИГНУТЫ ЛИ ЦЕЛИ, КОТОРЫЕ ИЗНАЧАЛЬНО ДЕКЛАРИРОВАЛИСЬ ПРИ ВВЕДЕНИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН В РОЗНИЧНОМ СЕГМЕНТЕ РЫНКА ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДОСТУПНОСТИ ЛЕКАРСТВ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ?
  • КАК И В КАКИЕ СРОКИ БУДЕТ РЕАЛИЗОВЫВАТЬСЯ ДАЛЬНЕЙШЕЕ ДЕРЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН НА ЛС В РОЗНИЧНОМ СЕГМЕНТЕ? КОГДА РЫНОК УВИДИТ ПРОЕКТЫ НПА?
  • БУДЕТ ЛИ ВВЕДЕН НДС С УЧЕТОМ СИТУАЦИИ С ДОСТУПНОСТЬЮ ЛС?

В заключении спикер отметила, что все вышеизложенное следует расценивать как официальный запрос в адрес регуляторного органа и попросила ответить Министерство здравоохранения РК на поставленные вопросы в установленные законодательством сроки.

Итак, физическая и экономическая доступность лекарственных средств - это комплексная проблема, требующая системного подхода и координации различных государственных и частных структур. Только совместными усилиями можно обеспечить доступ к необходимым медикаментам для всех слоев населения и улучшить качество здравоохранения.

Подготовила Ольга Баимбетова.

Image