Защита товарного знака в Узбекистане - весь путь от нарушения до ответственности
Востребованные на рынке товары, работы и услуги (далее – Товары) всегда находят своего покупателя, а также привлекают к себе внимание лиц, которые хотели бы сиюминутно и с легкостью обогатиться за счет труда владельца известной всем продукции. Кто-то осмелится назвать свой товар именем, схожим со «знаменитостью», а кто-то и не побоится делать деньги продавая имя, принадлежащее иному лицу.
Предполагаю, каждый предприниматель стремится к тому, чтобы производимый им товар стал высоко востребованным, и очень сомневаюсь, что предпринимателю понравится, когда подделывают его товар. В целях пресечения возникновения и распространения контрафакта (т.е. подделки) рекомендуется защитить название (обозначение) своей продукции путем его регистрации в качестве «товарного знака».
Министерство юстиции Республики Узбекистан (далее – Министерство) является уполномоченным государственным органом в области интеллектуальной собственности, и осуществляет регистрацию товарных знаков и иных средств индивидуализации. Регистрация товарных знаков осуществляется в соответствии с Административным регламентом оказания государственной услуги по регистрации товарных знаков и знаков обслуживания (утвержден Постановлением Кабинета Министров РУз. от 19.09.2023 г. №480), и подтверждается выдачей свидетельства на товарный знак сроком действия на 10 лет.
Как установлено в статье 20 Закона Республики Узбекистан «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 30.08.2001 г. №267-II (далее – Закон о товарных знаках) «Свидетельство на товарный знак удостоверяет факт регистрации заявленного в качестве товарного знака обозначения, приоритет товарного знака и исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве». Данный закон предоставляет владельцу товарного знака исключительное право пользования и распоряжения товарным знаком.
Владелец вправе использовать свой товарный знак путем:
а) применения его на товарах, для которых данный товарный знак зарегистрирован, и (или) на упаковке таких товаров;
б) применения его в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Республике Узбекистан;
с) применения его иным способом, не запрещенным законодательством.
При этом лицам, заключившим лицензионное соглашение с владельцем товарного знака, также предоставляется преимущественное право пользования зарегистрированным товарным знаком.
Товарный знак, зарегистрированный в Министерстве либо имеющий международную регистрацию согласно Протоколу к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков от 27 июня 1989 г., предоставляет его владельцу возможность пресекать подделку и/или продажу производимого им товара. При этом международная регистрация должна распространяться и на Республику Узбекистан.
Законодательство Республики Узбекистан предоставляет владельцу зарегистрированного товарного знака право обращаться в следующие уполномоченные органы для защиты от несанкционированного использования товарного знака третьими лицами:
1) Министерство юстиции;
2) Апелляционная инстанция Министерства юстиции (по определенным вопросам);
3) Суды Республики Узбекистан;
4) Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан (далее - Антимонопольный орган);
На практике часто встречаются следующие виды нарушений в области незаконного использования товарного знака:
1) незаконное использование одним лицом обозначения, схожего до степени смешения с товарным знаком другого лица (к примеру, производство и/или продажа бытовой техники под названием «Samsunc» вместо «Samsung», или изготовление и/или продажа лекарств под названием «Меззен Форте» вместо «Мезим Форте» и тд);
2) незаконное использование одним лицом товарного знака другого лица (т.е. законного владельца) при производстве и продаже товаров без получения на то письменного согласия владельца товарного знака (к примеру, производство и продажа на территории Республики Узбекистан импортного и всемирно известного шоколада «MARS» лицом, не имеющего согласия владельца товарного знака «MARS»);
3) параллельный импорт (серый импорт), т.е. ввоз товаров на территорию Республики Узбекистан без согласия владельца товарного знака.
Перед тем, как предпринять какие-либо меры в отношении нарушителя, рекомендуется выяснить в Министерстве, является ли используемое нарушителем обозначение, схожее до степени смешения, зарегистрированным товарным знаком, а также к какому классу Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) принадлежит противопоставляемый товарный знак, если он зарегистрирован. Данный факт можно выяснить посредством осуществления поиска в базе зарегистрированных товарных знаков Министерства.
В случае отсутствия регистрации обозначения, схожего до степени смешения с Вашим зарегистрированным товарным знаком, в отношении нарушителя можно предпринять следующие меры:
Первое: Обращение в Министерство с жалобой на производство (продажу, импорта) контрафакта со стороны нарушителя. При этом необходимо учесть, что государственный орган может предпринять меры, только в случае если нарушителем является резидент Республики Узбекистан. В отношении нерезидентов (иностранных компаний) можно предпринять действия, если они имеют присутствие в в Узбекистане, к примеру, в виде представительства или дочернего предприятия иностранной компании в Узбекистане.
При подтверждении Министерством схожести на основе соответствующего анализа противопоставляемых знаков, Министерство выдает нарушителю предписание о прекращении производства (продажи, импорта) контрафактной продукции, а также изъятии соответствующей продукции из обращения на товарных рынках, которое является обязательным для нарушителя.
Второе: Обращение в суд с исковым заявлением на установление запрета на импорт, производство и/или продажу контрафактной продукции на территории Республики Узбекистан. При этом рекомендуется привлечь Министерство к судебному разбирательству для получения его официального мнения касательно схожести обозначения нарушителя с Вашим зарегистрированным товарным знаком.
На практике также известны случаи незаконного использования товарного знака иностранными лицами, путем производства контрафактной продукции за пределами Республики Узбекистан, с последующим импортом и продажей такой продукции на территории Республики Узбекистан. Таможенный кодекс Республики Узбекистан позволяет установить запрет на ввоз в Республику Узбекистан отдельных товаров в целях обеспечения права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности. В данном случае, как было отмечено выше, владелец товарного знака вправе обратиться в уполномоченный суд Республики Узбекистан и установить запрет на импорт (ввоз) контрафактной продукции на территорию Республики Узбекистан. Решение суда является основанием для установления запрета со стороны таможенных органов Узбекистана на ввоз (импорт) контрафактной продукции в Узбекистан. Запрет на импорт также можно установить через суд для прекращения параллельного импорта.
Кроме вышеописанных возможностей, заявитель также вправе обратиться в Антимонопольный орган с жалобой на факт недобросовестной конкуренции со стороны нарушителя. Здесь также необходимо учесть, что Антимонопольный орган может предпринять меры, только в случае если нарушителем является резидент Республики Узбекистан. При этом важным моментом является то, что заявитель вправе обратиться в Антимонопольный орган даже при отсутствии у него зарегистрированного товарного знака. Если третье лицо (нарушитель) начало подделывать продукцию заявителя даже при отсутствии у заявителя своего зарегистрированного товарного знака, нарушителя можно привлечь к ответственности за недобросовестную конкуренцию. Более того, если нарушитель зарегистрировал на своё имя в качестве товарного знака продукцию третьего лица (заявителя), то последний вправе подать жалобу в Апелляционную инстанцию Министерства для отмены регистрации товарного знака нарушителя в случае подтверждения факта недобросовестно конкуренции.
Статься 21 Закона Республики Узбекистан «О конкуренции» от 03.07.2023 г. №ЗРУ-850 (далее – Закон о конкуренции) запрещает недобросовестную конкуренцию, под которой понимаются «действия хозяйствующего субъекта или группы лиц, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении экономической деятельности, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота и причиняют или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам (конкурентам) либо наносят или могут нанести ущерб их деловой репутации». Методика выявления недобросовестной конкуренции (утверждена Постановлением Кабинета министров РУз. от 29.12.2023г. №694) устанавливает следующие признаки недобросовестной конкуренции для защиты прав добросовестных предпринимателей:
«а) совершение хозяйствующими субъектами или группой лиц либо другими лицами в их интересах действий, направленных на приобретение преимуществ при осуществлении экономической деятельности, противоречащих законодательству, обычаям делового оборота, а также действий, которые причиняют или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам (конкурентам), в том числе:
- введение конкурирующим хозяйствующим субъектом товара в гражданский оборот путем повторения внешнего дизайна и формы, наименования, печати, этикетки, упаковки и сочетания цветов товаров, работ и услуг (далее - товар), ранее введенных в гражданский оборот;
- реализация товара конкурирующим хозяйствующим субъектом путем несанкционированного копирования рекламных материалов или их части;
- совершение действий, направленных на ограничение реализации товара, ранее введенного в гражданский оборот, путем получения исключительного права на средства индивидуализации товара, средства индивидуализации конкурирующего хозяйствующего субъекта»
Если обозначение, схожее с товарным знаком, также было зарегистрировано в Министерстве в качестве товарного знака, то единственным способом его защиты является отмена свидетельства на товарный знак «контрафактной» продукции путем подачи жалобы в Апелляционную инстанцию Министерства либо в суд. Отмена свидетельства товарного знака «контрафактной» продукции позволит Вам установить запрет на его производство, импорт и/или продажу на рынке Узбекистана.
Законодательство Узбекистана предусматривает различные виды ответственности за незаконное использование товарного знака и недобросовестную конкуренцию.
Вид нарушения |
Ответственность |
Основание |
Незаконное использование товарного знака |
Выплата со стороны нарушителя в пользу владельца товарного знака компенсации вместо возмещения убытков в размере от 20 до 1000 БРВ, т.е. от 600 до 30000 долларов США Размер компенсации определяется сторонами или судом. |
Статья 26 Закона о товарных знаках РУз. |
Незаконное использование товарного знака, наименования места происхождения товара или сходных с ними до степени смешения обозначений для однородных товаров |
Штраф на юридические лица от 100 до 200 базовых расчётных величин (БРВ), т.е. от 3000 до 6000 долларов США. Размеры штрафов определяются по каждому виду правонарушений в отдельности. |
Статья 37-1 Закона о товарных знаках РУз. |
Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, географического указания, наименования места происхождения товара или сходных с ними до степени смешения обозначений для однородных товаров (услуг) либо незаконное использование чужого фирменного наименования. Те же правонарушения, совершенные повторно в течение года после применения административного взыскания |
Штраф от 15 до 30 БРВ (т.е. от 450 до 900 долларов США), с конфискацией предметов правонарушения. Штраф от 30 до 50 БРВ (т.е. от 900 до 1500 долларов США), с конфискацией предметов правонарушения. |
Статья 177 Кодекса об административной ответственности РУз. |
Совершение недобросовестной конкуренции |
Юридические лица и индивидуальные предприниматели - в размере 2% (двух процентов) от суммы выручки от реализации товара на товарном рынке, но не более чем за последние 3 (три) года |
Статья 42 Закона о конкуренции РУз. |
Юридическая фирма Ryskiyeva & Partners