ФСМС обновлена редакция договора присоединения к закупу услуг в рамках ГОБМП и ОСМС
С 9 декабря 2024 года вступило в силу решение Правления НАО «Фонд социального медицинского страхования» от 3 декабря 2024 года (протокол №48) об утверждении договора присоединения к закупу услуг в рамках ГОБМП или в системе ОСМС в новой редакции.
Согласно разъяснееним Фонда социального медицинского страхования в новой редакции договора условия для поставщиков. В итоге:
- исключены декларативные требования;
- исключено дублирование норм, предусмотренных в НПА;
- обеспечена прозрачность условий во избежание двусмысленности;
- сбалансированы условия мер экономического воздействия;
- обеспечена защита прав поставщика;
- расширены партнерские взаимоотношения;
- введена оценка эффективности исполнения обязательств.
1. Общие положения распространяются теперь и на долгосрочные договоры.
2. Пересмотрены права и обязанности сторон: пересмотрены нормы с применением неустойки, детализированы нормы по скрытым недостаткам (по нарушениям, которые не были выявлены ранее).
Так, при нарушении нормы по допустимому проценту передачи объема медуслуг на соисполнение будет применяться неустойка. Напомним, организации ПМСП с прикрепленным населением от 30 тысяч разрешено передавать часть консультативно-диагностических услуг на соисполнение: не более 60% на районном уровне и не более 50% на городском.
Поставщик обязан обеспечивать доступ на производственные базы свои и соисполнителей для осуществления мониторинга, для сверки соответствия оказываемых медуслуг разрешительным документам, для проведения анализа.
Неустойка введена и в отношении обязательств Фонда: за отказ от оплаты по согласованным между Фондом и поставщиком актам оказанных услуг либо при просрочке оплаты при условии достаточности средств Заказчик (Фонд) будет уплачивать неустойку.
3. Основные положения по соисполнению: нарушения, выявленные у соисполнителя, будут определены как нарушения поставщика.
4. Регламентирована апелляция результатов мониторинга: поставщик имеет право на их обжалование, а также на самостоятельное устранение нарушений, выявленных самостоятельно, без применения штрафных санкций.
5. В обстоятельства непреодолимой силы включены обстоятельства, связанные с обновлениями информационных систем. Они должны подтверждаться письмом уполномоченного органа или Фонда.
6. Пересмотрен перечень индикаторов оценки исполнения договорных обязательств, описана методика оценки. При недостижении минимальных значений индикаторов оценки исполнения договорных обязательств будет применяться неустойка.
Также включены индикаторы эффективности деятельности служб поддержки пациентов и внутренней экспертизы в рамках Дорожной карты по совершенствованию системы ОСМС. Будет учитываться работа поставщиков по рассмотрению жалоб, наличие доступной для пациентов информации.
7. Добавлено право проведения Фондом анализа по объему и качеству оказания медицинской помощи, формирования по согласованным с поставщиком целевых значений показателей, за недостижение которых будет применяться неустойка.
По итогу обязанности поставщика оптимизированы в 2,6 раза – с 40 до 17 пунктов, подпункты по применению неустойки сокращены в 1,5 раза – с 19 до 12. Права поставщика, напротив, увеличены с 6 до 9 пунктов. Права и обязанности Заказчика (Фонда) количественно остались на том же уровне.
***
Важно отметить, что новая редакция договора вызвала споры в медицинском сообществе. По мнению представителей медицинских организаций, ключевой проблемой редакции договора заключается в несоответствии интересов сторон – поставщиков медицинских услуг и заказчика (НАО «Фонд социального медицинского страхования», далее - ФСМС).
«Ранее проект договора содержал 43 обязательства для поставщиков и только 6 для заказчика, что явно нарушало баланс. В новой версии эти обязательства для поставщиков сокращены до 18, что является шагом в правильном направлении», – прокомментировала Управляющий директор-директор Департамента медицинских услуг НПП РК «Атамекен» Назгуль Кабдрахманова.
Однако, как отмечают представители медицинского сектора, в новой редакции все же остались моменты, ущемляющие интересы поставщиков и создающие дополнительные риски для их деятельности. А именно введены два новых штрафа:
- за недостижение минимальных значений индикаторов (0,05% от общей суммы договора закупа услуг),
- за несоблюдение условий соглашения (2% от общей суммы).
К слову о последнем, предлагаемое к внедрению Соглашение между Фондом и Поставщиком имеет коррупционные риски, так как данное соглашение будет приниматься не между равноправными партнерами, а между Заказчиком и Поставщиком.
Основатель сети амбулаторных клиник Лейла Ишбаева отмечает, что предложенный штраф может стать непосильным финансовым бременем для малых медицинских организаций, которые и без того страдают от хронического недофинансирования. Вместо того чтобы мотивировать на повышение качества обслуживания, такие санкции рискуют усугубить существующие финансовые трудности и поставить многие клиники на грань выживания. Медицинские организации предлагают альтернативу: вместо штрафов использовать эти средства для обучения и улучшения качества медицинских услуг, что могло бы стать более продуктивным решением в долгосрочной перспективе.
«Фактически, на первичную медицинскую помощь выделяется менее 18% от общего финансирования медицинской помощи, при этом в следующем году ожидается сокращение финансирования на 113 млрд тенге, к тому же внедряется корпоративный подоходный налог и растет население. В итоге, подушевой норматив становится еще более неэффективным», - отмечает Лейла Ишбаева.
Кроме того, в проекте договора содержатся требования, устанавливающие ответственность и обязательства Поставщика за действия Соисполнителя. Это положение также вызывает вопросы, особенно в части лицензирования и обязательств по соблюдению стандартов соисполнителями, на что поставщики никак не могут повлиять. Важно, что реестр соисполнителей формируется только ФСМС, что ограничивает возможности для поставщиков.
Не менее важным вопросом является возможность досрочного расторжения договора в одностороннем порядке. По новым правилам, заказчик может расторгнуть договор, если поставщик или его соисполнитель не предоставили необходимую информацию или доступ к своему учреждению. Этот пункт вызывает обеспокоенность среди поставщиков, так как подобные действия могут привести к несправедливому разрыву отношений без должного учета всех обстоятельств.
Медицинские представители активно предлагают альтернативные решения для урегулирования отношений с Фондом. К примеру, на последнем совещании в НПП Национальная Ассоциация «Primary Health Care» предложила распространить условия договора присоединения на отношения между ФСМС и соисполнителем, что должно улучшить правовую основу для взаимодействия сторон.
Рассмотрение новой редакции договора присоединения выявило ряд проблем, которые требуют доработки и учета интересов всех сторон. Медицинские организации опасаются, что из-за жестких требований и штрафов небольшие поставщики могут оказаться в трудном положении. На данном этапе ФСМС и НПП РК продолжают обсуждения, и будущее проекта остается открытым.
Источники: msqory.kz, atameken.kz.