Паллиативная помощь в Казахстане: фрагментарность и ограниченный доступ

В ходе заседания Сената Парламента РК депутатом А. Аргынбековой озвучен запрос в адрес Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Кошербаева Е.Б., касающийся организации паллиативной помощи в Казахстане.
В нем сенатор А. Аргынбекова обратила внимание на критическое состояние системы паллиативной помощи в стране. Так, по ее словам, «паллиативная помощь является неотъемлемой частью системы здравоохранения, направленной на улучшение качества жизни пациентов с тяжёлыми хроническими и неизлечимыми заболеваниями, включая поддержку на последних этапах жизни». Она отметила, что эта форма медицинской помощи признана Всемирной организацией здравоохранения и рассматривается как базовая услуга в системах здравоохранения большинства стран ОЭСР, таких как Германия, Великобритания, Польша, Южная Корея и США.
При этом в Казахстане, несмотря на наличие правового регулирования — статьи 92–93 Кодекса о здоровье и стандарта, утверждённого Минздравом, — ситуация остаётся далёкой от удовлетворительной. «На практике сохраняется фрагментарность подходов, недостаток доступности и системности, особенно в регионах и среди детского населения», — указывается в запросе.
Ссылаясь на данные Казахстанской ассоциации паллиативной помощи, А. Аргынбекова отметила, что ежегодная потребность в паллиативной помощи достигает 128 тысяч человек, включая до 9 тысяч детей. Однако получают её менее 25% нуждающихся. При этом, по её словам, «в структуре потребности преобладают неонкологические заболевания, а онкология составляет лишь около 40% у взрослых и 7% у детей».
Сенатор обратила внимание и на слабую инфраструктуру: в стране всего 9 самостоятельных хосписов, большинство из которых размещены в ветхих зданиях. «Несмотря на это, именно в хосписах, благодаря подготовленному персоналу, обеспечивается наивысшее качество помощи», — говорится в тексте.
Проблемы затрагивают и амбулаторный сегмент. «Лишь 7–10% мобильных бригад соответствуют базовым требованиям мультидисциплинарного подхода», — подчёркивает сенатор. В большинстве случаев такие бригады формируются формально из поликлинического персонала и не обладают ни транспортом, ни устойчивым финансированием.
Особую обеспокоенность у сенатора вызывает ситуация с доступом к обезболивающим препаратам. «В Казахстане зарегистрированы лишь три опиоидных препарата. Отсутствуют короткодействующие и пролонгированные формы морфина, растворы, детские формы», — указано в запросе. Она также подчеркнула, что действующая система регулирования, включая страх перед уголовной ответственностью, «сдерживает врачей и делает получение обезболивания особенно затруднительным в сельской местности».
А. Аргынбекова также указала на важность экономического эффекта от развития паллиативной помощи: «Это позволит сократить госпитализации, освободить реанимационные койки, снизить социальную напряжённость и повысить удовлетворённость населения».
Среди системных барьеров она отдельно выделила отсутствие единого лицензирования и официальной квалификации специалистов. «Врачи, годами работающие в паллиативной помощи, не могут подтвердить свою профессиональную принадлежность, поскольку соответствующей квалификации попросту нет в номенклатуре», — резюмирует сенатор.
Несмотря на устойчивый рост потребности в паллиативной помощи — в связи с демографическим старением, увеличением числа онкологических, неврологических, сердечно-сосудистых и других хронических заболеваний — ни один из ключевых стратегических документов Министерства здравоохранения не содержит комплексной и реализуемой стратегии развития паллиативной помощи. Причем МЗ РК признает наличие серьёзных проблем в данной сфере.
Учитывая включение паллиативной помощи в базовую государственную медицинскую помощь, фактическое состояние системы - с низким охватом населения, отсутствием полноценного учёта пациентов, ограниченным доступом к обезболиванию и слабой инфраструктурой - требует срочных и скоординированных решений на уровне государственной политики.
Для этого, по мнению депутата, необходимо принять следующие меры:
Министерству здравоохранения Республики Казахстан:
- разработать и утвердить Национальную стратегию развития паллиативной помощи на 2026–2030 годы с KPI, нормативами, маршрутизацией и механизмами финансирования.
- рассмотреть возможность упрощения лицензионных процедур для организаций ПМСП на назначение и хранение опиоидов, включая норму неснижаемого запаса.
- проработать вопрос создания и внедрения электронного регистра паллиативных пациентов и систему цифрового мониторинга качества помощи.
- рассмотреть возможность включения обязательных модулей по паллиативной помощи в систему неформального медицинского образования (НМО) и в образовательные программы вузов.
- проработать вопрос пересмотра тарифов на паллиативную помощь с учётом затрат на кадры, транспорт, уход, сопровождение семьи.
- провести инвентаризацию коечного фонда и выездных бригад, утвердить стандарты оказания помощи на дому.
Фонду социального медицинского страхования:
- рассмотреть возможность отдельной оплаты домашних форм паллиативной помощи.
- проработать вопрос единых критериев качества и отбора поставщиков паллиативных услуг, включая НПО.
Министерству труда и социальной защиты населения Республики Казахстан:
- рассмотреть возможность внедрения модели социального сопровождения паллиативных пациентов и их семей, включая выплаты по уходу, сиделок, санитарную технику.
- проработать вопрос межведомственной модели патронажа на дому с единой маршрутизацией.
Министерствам внутренних дел, юстиции и Генеральной прокуратуре Республики Казахстан:
- проработать механизм правовой защиты медицинских работников, действующих по клиническим протоколам, при назначении опиоидов.
- рассмотреть возможность перехода к риск-ориентированной модели контроля в обращении наркотических анальгетиков при применении в медицинских целях.
Министерству науки и высшего образования Республики Казахстан:
- проработать вопрос включения стандартов компетенций и программы резидентуры и НМО по паллиативной медицине.
Министерству финансов Республики Казахстан:
- рассмотреть возможность целевого финансирования паллиативной помощи в республиканском и местных бюджетах.
Местным исполнительным органам областей, городов республиканского значения и столицы:
- проработать вопрос по внесению в региональные планы развития вопросы паллиативной помощи.
Вместе с этим, предлагается при Правительстве Республики Казахстан создать межведомственную рабочую группу по вопросам развития паллиативной помощи с участием всех вышеуказанных государственных органов.