Все публикации с 2013 по 2020 год
доступны по данной ССЫЛКЕ

2025 год для глобальной фармацевтической отрасли. Ключевые ожидания и реальность

2025 год для глобальной фармацевтической отрасли. Ключевые ожидания и реальность
Фото: Фармацевтическое обозрение Казахстана

В начале 2025 года аналитическая платформа Evaluate представила ежегодный обзор «2025 Preview: What does the year ahead hold for pharma?», в котором были изложены ключевые ожидания и прогнозы для глобальной фармацевтической отрасли.

Итак, согласно отчёту, в 2025 году ожидается одобрение более 70 новых лекарственных препаратов, а совокупный рост продаж прогнозируется на уровне около 82 миллиардов долларов. Наибольший рост продаж будут обеспечивать препараты класса GLP‑1, применяемые для лечения диабета и ожирения, в частности, семаглутид и тизепатид, которые рассматриваются как одни из самых успешных препаратов в истории (по оценке экспертов, их рыночный потенциал превышает 70 миллиардов долларов). 

В отчете также подчёркивалось оживление сделочной активности: в 2025 году прогнозируется активизация сделок слияния и поглощения (M&A), а также рост числа IPO, особенно на американском рынке. Среди приоритетных терапевтических направлений, помимо GLP‑1, были названы антитело-лекарственные конъюгаты, радиофармацевтика, иммунология и противовоспалительные препараты. 

По прогнозу Evaluate, к 2030 году глобальные темпы роста фармацевтического рынка будут превышать 7% в год, а в некоторых нишах достигнут 17%. Ключевыми драйверами роста в ближайшие годы, по мнению аналитиков, будут оставаться инновации. Китай, демонстрирующий стремительное развитие в биотехнологиях, будет и далее наращивать технологический и научный потенциал (если ещё пять лет назад китайские стартапы составляли менее 3% среди получателей лицензий, то к 2025 году они стали занимать уже около 40% от всех лицензируемых проектов в мире).

В то же время, на горизонте возникает проблема так называемого «патентного обрыва»: к 2030 году ведущие фармацевтические компании могут потерять до 300 миллиардов долларов из-за истечения сроков действия патентов на ключевые препараты. Это создаёт давление на индустрию и требует переосмысления стратегий, включая диверсификацию портфелей, усиление инвестиционной активности и переориентацию на высокорисковые, но перспективные научные разработки.

Что же мы наблюдаем сегодня? 

Фармрынок балансирует между давлением регуляторов и ценой инноваций. Так, в мае 2025 года Президент США Дональд Трамп подписал указ о применении принципа «Most-Favored-Nation» (MFN), который привязывает цены на лекарства к самым низким ценам развитых стран. Ожидается, что данная норма будет способствовать снижению цен на 30–80 %, но по оценкам экспертов, диапазон снижения будет намного скромнее - в 7–20%. При этом отрасль предупреждает, что такие меры могут подорвать инвестиции в инновации и вызвать юридические споры.

В ЕС также ожидается крупнейшая реформа законодательства ЕС в области лекарственных средств. Здесь планируют введение таких мер, как регулирование цен на основе показателей «ценность для пациента», а также стимулирование внутреннего производства. Введение новых требований должно повысить конкурентоспособность фармацевтической отрасли ЕС за счёт снижения регуляторного бремени и упрощения нормативной базы, обеспечить надёжность поставок путём предотвращения дефицита лекарственных средств, а также уменьшить воздействие лекарственных средств на окружающую среду за счёт более эффективного соблюдения экологических норм.

Таким образом, указы Д. Трампа будут способствовать снижению цен на лекарства в США, но могут вызвать риски сокращения инвестиций и конфликт интересов между доступностью и инновациями. Между тем, ЕС готовится к изменениям, которые могут улучшить доступ к лекарствам без утраты привлекательности фармацевтического рынка для инвесторов и разработчиков.

Какие реформы окажутся более эффективными? - Покажет время. Пока же поток инноваций остается устойчивым, а внимание отрасли с точки зрения разработки фармацевтических инноваций начинает привлекать Китай. Лидерами роста становятся компании, ориентированные на GLP‑1, онкологию и иммунотерапию, а ключевыми факторами успеха остаются инновации, гибкость стратегий и активная работа на быстроразвивающихся рынках, включая Китай.

Подготовила Ольга Баимбетова с использованием материалов evaluate.comThe White Houseconsilium.europa.eu.

Image